Эта статья рассчитана в первую очередь на новичков с упором на горные велосипеды. Опытные велосипедисты вряд ли почерпнут что-то новое.
Не останавливайте свой выбор на «брендовых» велосипедах BMW, Hammer, Porsche, Land Rover и других подобных автомобильных марках в ценовой категории 8000-25000 рублей. Часто они имеют литые диски. Несмотря на свою кажущуюся красоту, хорошего качества от них ждать не стоит. Очень тяжёлые, часто кривые, рамы и вилки из тяжеленной Hi-ten стали и сорванные резьбы Вас отнюдь не порадуют. Продавцы заманивают оборудованием Shimano, но правда в том, что на этих «велосипедах» стоят подделки низкого качества. Такие велосипеды в вело среде называют «ашанбайки» или «макеты». Самые настоящие макеты, которые на первый взгляд похожи на настоящие велосипеды, но не работают как надо, не держат настройки, а некоторые не настраиваются даже новые.
«Ашанбайки» необязательно носят автомобильный бренд, основное отличие — продажа в продуктовом супермаркете, на Авито или Озон, низкая цена, поверхностное описание включающее слова: «красивый, прочный, для всей семьи, дешевле чем в магазине, ликвидация, со склада, дисковые тормоза (без указания модели)».
Не все макеты идут на литых дисках, многие имеют классические спицы.
Если покупаете макет велосипеда через интернет, то он приходит в коробке и требует дополнительной сборки. А при сборке были случаи, когда невозможно было установить тормоз из-за кривого крепления на вилке.
Так же желательно отмести «горные» велосипеды с 5, 6 или 7 звёздами сзади (15, 18 или 21 передача). Их можно брать только если хотите купить велосипед совсем недорого и бюджет ограничен 30.000 рублями. В задних втулках таких велосипедов чаще всего стоит трещотка (правильнее её назвать резьбовой кассетой, но в странах СНГ привыкли называть трещоткой) и из-за сильного смещения правого подшипника влево часто гнётся и ломается ось. Иногда встречаются задние втулки под кассету на 7 передач. Такие можно брать. Так же встречаются велосипеды с 8 или 9 передачами сзади под трещотку, будьте внимательны.
Если же у Вас никак не хватает денег на велосипед с кассетой сзади и Вы вынуждены купить велосипед с трещоткой, то лучше, если она будет на 7 передач. Так Вы потратите меньше денег в будущем, когда согнётся задняя ось и хорошим решением будет поменять втулку. Или заднее колесо полностью, часто так дешевле. Новое колесо или втулку лучше сразу брать под кассету. Вы легко сможете найти в продаже хорошие кассеты Shimano на 7 передач и Вам не придётся менять манетку. Скорее всего придётся ещё поменять и цепь, так как она износится к тому моменту, когда придётся менять втулку или колесо. А вот кассет на 6 передач в продаже не бывает и шестискоростные манетки Shimano с кассетой на 7 передач нормально работать не будут.
Хардтейл — велосипед, не имеющий заднего амортизатора. Спереди может быть мягкая или жёсткая вилка. Хардтейлы, как правило, имеют лёгкий или средний вес (около 12-16 кг, если велосипед с рамой из алюминиевого сплава) и высокую отзывчивость на движения наездника. Хороший выбор для города и лёгкого бездорожья.
Ригид — хардтейл, не имеющий амортизаторов, что позволяет ему максимально эффективно использовать усилие от педалирования на ровной поверхности. Особенно это полезно при подъёмах. Для бездорожья малопригоден, но по укатанным грунтовым тропам на низком давлении едет неплохо. Некоторые люди сознательно останавливают выбор на ригидах, так как они не требуют обслуживания подвески.
Двухподвес — велосипед, имеющий амортизационную вилку и задний амортизатор, которые позволяют уверенно чувствовать себя на бездорожье, но при этом съедают усилия от педалирования и делают велосипед более тяжёлым. Впрочем, многие хорошие амортизаторы можно заблокировать. Двухподвесы так же могут быть самыми разными — от лёгких девятикилограммовых кросс-кантрийных снарядов с короткими ходами амортизаторов...
...до более тяжёлых длинноходных даунхильных «монстров» весом 15-18 или даже 25-30 кг.
В городе двухподвесы неуместны. Если, конечно, дороги вашего населённого пункта не особо отличаются от бездорожья.
Узнайте больше:
Правильное торможение.Каждый из перечисленных типов велосипедов включает несколько подвидов. Вот наиболее распространённые из них:
Ситибайки или городские велосипеды — ригиды, часто со стальной рамой и одной передачей, но встречаются и с планетарными втулками (коробка передач внутри задней втулки) на три и более передачи. Часто снабжаются крыльями, защитой цепи и корзиной. Предназначены для неспешных, чаще всего коротких, поездок по городу.
Шоссейные велосипеды — очень лёгкие, жёсткие и быстрые ригиды. Предназначены для езды исключительно по гладкому асфальту. Могут развивать скорость свыше 100 км/ч. За свою лёгкость и высокую скорость на трассе они расплачиваются низкой прочностью и плохой проходимостью даже на лёгком бездорожье. По сути это узкоспециализированные спортивные снаряды на которых можно проехать по трассе 300-400 км за 11-12 часов, хотя некоторые люди могут проехать больше 1000 км за сутки (Кристоф Штрассер). А кто-то просто использует шоссейник для быстрого перемещения по городу. На классических шоссейных велосипедах стоят ободные тормоза, на современных в основном дисковые.
Фиксы (Fixed Gear) — ригиды с одной фиксированной передачей, то есть при вращении заднего колеса всегда крутятся педали. Для снижения веса часто используются без тормозов. Различают городские фиксы, трюковые и чистокровные трековые велосипеды. Фиксы имеют малый вес и ценятся из-за своей простоты, тут практически нечему ломаться, разве что колёсам, каретке и иногда рулевой.
Туристические велосипеды (туринги) — хардтейлы, часто ригиды, оборудованные багажником, на который можно закрепить вело рюкзак, что снимает нагрузку со спины. Могут иметь несколько креплений для сумок и фляг с водой. В роли системы переключения передач иногда выступает планетарная втулка, что позволяет уберечь систему переключения от пыли и грязи, но некоторые владельцы предпочитают максимально простую и распространённую трансмиссию, что бы в случае поломки можно было легко купить её компоненты в дороге. К примеру восьмискоростной задний переключатель Shimano Acera. Туринг — лучший выбор для вело путешествия.
Горные велосипеды, они же MTB (Mountain bike или Multi-terrain bike) или ATB (All-terrain bicycle) – это довольно широкое понятие, они могут быть и кросс-кантрийными хардтейлами и даунхильными двухподвесами. Но основными их особенностями являются: механизм переключения передач, руль прямой или с подъёмом (Rizer), как правило, широкий (640-800 мм) и широкие или средние по ширине покрышки (примерно от 1,75 дюйма и шире). Горные велосипеды могут использоваться для езды как по асфальту, так и по грунту.
Экстремальные хардтейлы — горные велосипеды для экстремального катания - стрита, дёрта, фрирайда, фокросса. Имеют довольно высокую прочность. Низкая ростовка позволяет смещать центр тяжести назад при выполнении прыжков. Могут иметь как одну, так и несколько передач.
Грэвелы или гравийники (Gravel bike) — чаще всего ригиды, нечто среднее между кросс-кантрийными, туринговыми, городскими и шоссейными велосипедами. Некоторые грэвелы имеют амортизационную вилку, иногда задний амортизатор, но это встречается нечасто. От горных велосипедов грэвелы унаследовали дисковые тормоза, а от шоссейных руль «баран». Всё остальное имеет компромисс — усреднённая геометрия, покрышки шириной около 35 мм или чуть больше. В отличие от шоссейных велосипедов, грэвелы – это не спортивные снаряды, а более комфортные и довольно универсальные велосипеды, позволяющие хорошо себя чувствовать на укатанных грунтах и при этом развивать почти такую же скорость на трассе, как шоссейники. Некоторые грэвелы имеют крепления для багажника.
Ростовка рамы – это расстояние от центра оси каретки до верхней части подседельной трубы. Чаще всего измеряется в дюймах. Геометрия велосипеда, особенно длина верхней трубы, так же зависит от ростовки.
В следующей таблице приведены рекомендуемые параметры для горных, гибридных и городских велосипедов. Эти значения усреднённые, у разных производителей они могут немного отличаться. Для более точного выбора лучше свериться с таблицей на официальном сайте конкретного бренда. Всё это актуально, если Вы собираетесь ездить преимущественно сидя и без экстрима. В противном случае лучше выбрать раму меньшего размера. Допустим, по таблице Вам подходит размер M, но вы собираетесь брать экстремальный хардтейл для активного катания, в таком случае возможно стоит взять размер S.
Ваш рост (см) |
Размер рамы (дюймы) |
Размер рамы (буквенное обозначение) |
130 — 145 | 13 | XS |
135 — 155 | 14 | XS |
145 — 160 | 15 | S |
150 — 165 | 16 | S |
156 — 170 | 17 | M |
167 — 178 | 18 | M |
172 — 180 | 19 | L |
178 — 185 | 20 | L |
180 — 190 | 21 | XL |
185 — 195 | 22 | XL |
190 — 200 | 23 | XXL |
195 — 210 | 24 | XXL |
Таблица ростовок для шоссейных велосипедов:
Ваш рост (см) |
Размер рамы (см) |
155 — 165 | 48 — 51 |
165 — 170 | 51 — 53 |
170 — 175 | 53 — 55 |
175 — 180 | 55 — 58 |
180 — 185 | 58 — 61 |
185 — 190 | 61 — 63 |
190 — 195 | 63 — 65 |
195 — 200 | 65 и больше |
Ростовки для грэвелов могут указываться как по таблице для горных, так и для шоссейных велосипедов. Всё зависит от производителя.
Если Вы начинающий велосипедист, стоит начать свой путь с велосипеда на раме из алюминиевого сплава. Они недорогие, достаточно крепкие, имеют средний вес и устойчивы к коррозии. Для продвинутых любителей и гонщиков хорошим выбором будут рамы из карбона, но если планируются высокие нагрузки на велосипед, то лучше выбрать раму из хромомолибденовой стали (Cro-Mo).
В приведённой ниже таблице показаны все достоинства и недостатки рам из различных сплавов.
Материал | Прочность | Вес | Коррозионная стойкость |
Цена |
Стальной сплав (Hi-ten) |
Низкая | Очень высокий | Низкая | Очень низкая |
Стальной сплав (Cro-Mo) |
Высокая | Высокий | Низкая | Низкая |
Алюминиевый сплав |
Средняя | Средний | Высокая | Средняя |
Титановый сплав |
Высокая | Низкий | Высокая | Высокая |
Магниевый сплав |
Средняя | Низкий | Очень низкая | Высокая |
Карбон (углеволокно) |
Низкая | Очень низкий | Разная | Высокая |
Узнайте больше:
Выбор велосипеда на Авито.На большинстве недорогих горных велосипедов используются задние втулки шириной 135 мм и диаметром оси 10 мм, а передние втулки шириной 100 мм и диаметром оси 9 мм. Это часто называют старым MTB стандартом или просто standart. Апгрейд таких велосипедов имеет много ограничений, с каждым годом для них выпускается всё меньше запчастей среднего и высокого уровней.
Современные горные кросс-кантрийные велосипеды в основном построены на стандарте Boost, это задние втулки шириной 148 мм и диаметром оси 12 мм, передние втулки шириной 110 мм с диаметром оси 15 или 20 мм. Крепление тормозных дисков смещено левее на передних и задних Boost втулках. Всё это делает колёса чуть более жёсткими. На велосипеды с Boost выпускается огромное количество современных запчастей среднего и высокого уровней. Апгрейд ограничивается только размером Вашего кошелька.
Существуют так же стандарты 141 Boost QR, Super Boost и Super Boost Plus, они менее распространены и в этой статье рассмотрены не будут.
Узнайте больше:
Chainline на Boost и не Boost рамах.На сегодняшний день наиболее распространённые фирмы, выпускающие качественные системы переключения для горных велосипедов, это Shimano и SRAM. Есть ещё Microshift, многие компоненты которой полностью совместимы с Shimano и имеют такое же или почти такое же качество. Вот краткая таблица сравнения различных групп оборудования горных велосипедов, символом «*» обозначены компоненты, совместимые с горным Shimano (кроме Shimano Cues, об этом ниже):
Уровень | Shimano | SRAM | Microshift |
Низший | SIS | — | Non-series* |
Начальный | Tourney | TRX*, MRX* | |
Altus | X3 | Mezzo* | |
Средне-начальный | Acera | X4, SX, Centera* | |
Средний | Alivio | X5, NX | MarvoLT*, Acolyte |
Средне-высокий | Deore, Zee, Hone | X7, Attack* | XLE*, Advent |
Высокий | SLX | X9, GX, Rocket* | XCD*, Advent X |
Deore XT, Saint | X1 | ||
Очень высокий | X0, X01 | – | |
Высший | XTR, Yumeya | XX, XX1 | – |
Электро | Deore XT Di2 XTR Di2 |
ЕХ1 | – |
Мало кто говорит об этом, но если есть выбор, постарайтесь не брать девятискоростные переключатели Shimano. Они неплохие, но довольно капризные в настройке, когда износ цепи приближается к 100%. Уж лучше недорогая восьмискоростная Acera, чем девятискоростной Deore, это хороший выбор для тех, кто покупает свой первый горный велосипед. Хотя любой девятискоростной переключатель Shimano (кроме Shimano Cues) будет работать и с восьмискоростной кассетой, если он рассчитан на данный диапазон звёзд. У девятискоростных переключателей SRAM и Microshift Advent проблемы с настройкой начинаются позже, чем у девятискоростного Shimano.
Так же не стоит брать двенадцатискоростные трансмиссии SRAM SX, качество исполнения не позволяет им нормально работать с двенадцатью передачами продолжительное время. Но даже двенадцатискоростные трансмиссии более высокого уровня очень чувствительны к ровности «петуха» и жёсткости заднего треугольника. Нормально это можно настроить на велосипедах с задней осью диаметром 12 мм и втулках с промподшипниками. Двенадцатискоростные трансмиссии созданы в первую очередь для профессиональных соревнований.
Shimano XT - очень хорошая и надёжная трансмиссия за свои деньги, особенно десятискоростная. Подойдёт тем, кто много катается. Если вы не гонщик или гонщица, не стоит переплачивать за XTR, эта группа в целом такая же качественная, как XT, но немного легче и ощутимо дороже. При этом некоторые XTR компоненты имеют проблемы с ремонтопригодностью. Если нет денег на XT, то десятискоростная трансмиссия Deore или SLX будет хорошим выбором.
Некоторые люди после Microshift возвращаются на Shimano из-за тактильных ощущений, плохой пылезащиты манеток или невозможности перебрать ролики на некоторых переключателях Non-series, где стоят клёпки вместо болтов. Но Microshift Advent и Microshift Advent X довольно неплохо себя зарекомендовали.
Постарайтесь избежать покупки велосипеда с нижней подводкой тросов к переключателям. Тут проблема в том, что открытая часть троса, проложенная под кареткой даже в чистом виде имеет повышенное трение, что влияет на качество переключения (особенно заднего переключателя). Трос в этом месте быстро загрязняется и требует повышенного ухода. Были случаи, когда сочетание нижней тяги троса и девятискоростного заднего переключателя Shimano Alivio приводило к тому, что на новом велосипеде невозможно было нормально настроить переключение.
Если не хватает денег даже на велосипед с трансмиссией Shimano Acera, то не самым плохим выбором будет взять велосипед с трансмиссией Shimano Tourney. В этой линейке есть пригодные для использования переключатели, из задних это RD-TY21-B или TY300, они могут нормально переключать около 1500 км. Если Вы планируете мало кататься, то Вам подойдёт. Но не стоит останавливать свой выбор на заднем переключателе TZ500, он довольно быстро разбалтывается и перестаётся нормально работать, его легко опознать по красному нижнему ролику.
Немного особняком стоит Campagnolo — компания, выпускающая компоненты для шоссейных велосипедов. Таблица уровней оборудования для шоссейных велосипедов:
Уровень | Shimano | SRAM | Campagnolo | Microshift |
Низший | Tourney | – | – | – |
Начальный | Claris, 2200/A050 (для прямого руля) |
– | – | R8* |
Низкий | Sora | – | Xenon | R9* |
Средне-низкий | Tiagra | – | Mirage | R10* |
Средний | 105 | Apex | Veloce | R10* |
Средне-высокий | Ultegra | Rival | Centaur, Athena | Centos 11* |
Высокий | Dura-Ace | Force | Record, Chorus | Arsis* |
Высший | – | Red | Super Record | – |
Электро | 105 Di2, Ultegra Di2, Dura-Ace Di2 | Apex eTap, Rival eTap, Force eTap, Red eTap | Athena EPS, Chorus EPS, Record EPS, Super Record EPS, Super Record Wireless | – |
В шоссейном сегменте так же не рекомендуется брать трансмиссии Shimano с девятискоростным задним переключателем. Шоссейные передние переключатели SRAM не обладают достаточной жёсткостью и не работают должным образом.
Таблица уровней оборудования для грэвелов:
Уровень | Shimano | Campagnolo | SRAM | Microshift |
Средний | GRX 400 | – | – | Sword |
Средне-высокий | GRX 600 | – | XPLR Rival | Advent |
Высокий | GRX 800 | – | XPLR Force | Advent X |
Высший | – | Ekar | XPLR Red | – |
Microshift Sword совместимы с Microshift Advent X.
Отдельно стоит выделить трансмиссии Shimano с технологией Linkglide, они имеют особую форму зубьев, лучше выдерживают переключение под нагрузкой и служат примерно в 3 раза дольше. Хороший выбор для электрических или туристических велосипедов.
Все компоненты Shimano Linkglide совместимы только между собой. То есть нельзя поставить 11-скоростную деталь Shimano старого образца, будь то кассета, манетка, передняя звезда или переключатель на 11-скоростную трансмиссию Shimano, которая имеет детали с пометкой Linkglide. Исключение — цепь, Shimano утверждает, что на цепях старого образца будут работать Linkglide трансмиссии. Но вряд ли есть смысл их ставить, ведь цепи Linkglide долговечнее.
Из минусов Linkglide можно отметить:
В 2023 году Shimano анонсировала новые группы трансмиссии Cues. Они имеют 9, 10 и 11 передач сзади и 1 и 2 спереди. Все компоненты совместимы между собой, в том числе горные компоненты совместимы с шоссейными. То есть можно поставить манетку или шоссейный пистолет на 9 передач, кассету на 11 и всё будет нормально переключаться. Или же кассету на 10 передач, а манетку или шоссейный пистолет на 11. И это тоже будет работать. Но только в том случае, если переключатель рассчитан на диапазон звёзд кассеты.
Все компоненты Shimano Cues сделаны по технологии Linkglide.
За основу Shimano Cues взяты десятискоростные горные трансмиссии Shimano старого образца. Расстояние между центрами звёзд кассеты (Cog Pitch), расстояние на которое манетка вытягивает трос за один щелчок (Cable Pull) и рычажность переключателей (Derailleur Ratio) совпадают. Многим нравятся десятискоростные манетки Shimano Deore, их можно ставить на любые трансмиссии Cues.
Из минусов Cues можно отметить двухскоростные манетки. При нажатии большим пальцем на триггер, манетка переключается на вторую передачу и триггер не возвращается назад. При нажатии большим пальцем на триггер ещё раз, он возвращается и включается первая передача. Не все оценили подобное решение.
Так же обратите внимание, что шатуны Cues могут иметь chainline 52 мм, это соответствует стандарту Boost. И при использовании 11-скоростной кассеты Cues с задней втулкой шириной 135 мм будет ощутимый перекос цепи. На 10-скоростной кассете Cues это выражено меньше, а на 9-скоростной этой проблемы почти нет. Это важный момент при апгрейде. Если у вас получился большой перекос, самый грамотный выход из ситуации — поставить другие шатуны. Возможно даже под квадрат, если правильно подобрать длину вала каретки. Это могут сделать в некоторых вело мастерских.
Некоторые считают, что чем больше передач, тем лучше велосипед, но это не так. Чаще всего наоборот. Многим начинающим велосипедистам вполне хватит 5, 6 или 7 передач. Но загвоздка в том, что недорогие велосипеды с 5, 6 и 7 звездами сзади, как правило, некачественны, у них часто гнутся и ломаются задние оси, для них просто не выпускают оборудование должного уровня, хотя есть исключения, это дорогие даунхильные байки гоночного уровня. Многим нетребовательным велосипедистам лучше присмотреться к моделям, имеющим как минимум 8 звёзд сзади. Три звезды спереди нужны тем, кто намерен взбираться в крутые подъемы и развивать на прямых участках и спусках высокую скорость (50 км/ч и выше). Для большинства же велосипедистов нет необходимости в переднем переключателе и трёх звездах спереди. На недорогих велосипедах с передним переключателем на 3 передачи часто возникает много проблем, например гнутые звёзды, что существенно ухудшает переключение.
Главная рекомендация – даже в бюджетном сегменте важно выбрать каретку с промышленными подшипниками, их ещё называют картриджными. Каретки с насыпными подшипниками начинают люфтить почти сразу.
Самый распространённый стандарт кареток – это каретки с валом под квадрат. Довольно надёжные, очень часто встречаются в бюджетном сегменте.
Но есть три минуса:
По брендам можно посоветовать следующее:
В таких системах вал интегрирован в правый шатун (поэтому их и прозвали «интеграшки»), а левый одевается на шлицы. Людям с весом более 90 кг уже не так-то просто сорвать шлицы, это гораздо сложнее, чем замять квадрат.
Подшипники каретки имеют больший диаметр, расположены более широко, вынесены за пределы кареточного стакана рамы. Это обеспечивает более высокую жёсткость и позволяет терять меньше усилий при педалировании.
Интегрированные каретки/системы вместе обычно как минимум на 100 грамм легче кареток/систем под квадрат.
Из общих минусов можно отметить то, что у Press-fit кареток (которые запрессовываются, а не закручиваются), особенно на карбоновых рамах, может отклеиться внутренний вкладыш в раме. Такое может произойти даже у самых дорогих велосипедов. Надёжнее всё-таки резьбовое крепление.
А теперь минусы конкретных брендов:
По брендам можно посоветовать следующее:
Существуют резьбовые и безрезьбовые рулевые колонки.
Так выглядят резьбовые рулевые расчитаные на рулевой вынос с внешним диаметром 1 дюйм:
А так выглядят безрезьбовые:
Они чаще всего рассчитаны на рулевой вынос с внутренним диаметром 1,1/8 дюйма и шток вилки с внешним диаметром 1,1/8 или 1,1/8-1,5 дюйма.
Если Вы выбираете городской велосипед, фикс или что-то подобное, на нём скорее всего будет стоять резьбовая рулевая и жёсткая вилка. Жёсткая, то есть без амортизации. Такие рулевые рассчитаны на спокойное катание по гладкой поверхности.
На современных шоссейных велосипедах могут стоять жёсткие вилки с прямым штоком 1,1/8 дюйма и безрезьбовые рулевые колонки.
Безрезьбовые рулевые колонки надёжнее. Если Вы выбираете MTB велосипед, постарайтесь выбрать безрезьбовую рулевую колонку стандарта 1,1/8-1,5 дюйма, их ещё называют «конусные» (tapered). Именно под этот стандарт выпускаются современные хорошие вилки. Возможно Вам захочется поставить одну из них через несколько лет. Однако, если бюджет ограничен и есть возможность взять только велосипед с безрезьбовой рулевой под шток диаметром 1,1/8 дюйма, это тоже неплохой выбор.
Если на "горном" велосипеде стоит резьбовая рулевая колонка, то с огромной вероятностью это велосипед очень низкого качества и остальные детали можно не осматривать.
Из недорогих амортизационных MTB вилок можно посоветовать Suntour серий XCT, XCE, XCM, XCR или X1. Но имейте в виду, что воздушная Suntour XCR из-за стальной негативной пружины нормально работает только при весе ездока 65-85 кг.
В среднем сегменте присмотритесь к RockShox Recon, XC или Manitou. Но будете внимательны с низшими моделями Manitou (например Markhor, Machete, Minute и некоторые модели R7) с металлической негативной пружиной, если Ваш вес больше 70-75 кг. У них есть проблемы со страгиванием из-за слишком слабой негативной пружины при сильно накачанной позитивной воздушной камере. В России есть как минимум одна мастерская, которая полностью решает эту проблему, но цена может равняться стоимости новой Manitou Markhor.
Впрочем, у Manitou есть и плюс — это очень качественные сальники. Ходят в разы дольше, чем на RockShox.
Важно выбрать вилку с разборным демпфером, что бы его можно было обслужить. Закрытый картридж, который стоит на многих вилках Suntour, не самый хороший вариант, долго они не ходят.
Неплохие вилки выпускает X-Fusion и Marzocchi. Но Marzocchi это отдельный разговор, был долгий период, когда они выпускались с весьма посредственными сантуровскими картриджами.
Fox отличные вилки, но дорогие.
Самым маленьким подойдут велосипеды с колёсами диаметром 20 дюймов и меньше. Для детей постарше и подростков оптимальны 24-дюймовые колёса. А взрослым необходимо ориентироваться на колёса диаметром от 26 до 29 дюймов. Конечно, бывают исключения, такие как BMX или триальные моды с 20-дюймовыми колёсами, на которых катаются подростки и взрослые.
Современные взрослые кросс-кантрийные велосипеды среднего и высокого уровней имеют колёса 27,5 и 29 дюймов.
Таблица выбора размера колёс на детских велосипедах (кроме BMX):
Рост (см) | Диаметр колёс (дюймы) |
75 - 95 | 12 и меньше |
95 - 101 | 12 |
101 - 115 | 16 |
115 - 128 | 20 |
126 - 155 | 24 |
Таблица выбора размера колёс на детских BMX велосипедах:
Рост (см) | Диаметр колёс (дюймы) |
До 115 | 12 |
115 - 130 | 14 |
120 - 140 | 16 |
130 - 150 | 18 |
140 и выше | 20 |
Обода ни в коем случае не должны быть одинарными, так как будут постоянно появляться «восьмёрки» и другие искривления. Двойные обода имеют дополнительную внутреннюю стенку, за счёт чего они меньше подвержены деформациям. Внешне отличить их на колесе с покрышкой не так то просто, но иногда может помочь надпись «double wide».
Качественные обода можно встретить у брендов:
Если хватает денег на втулки с промышленными подшипниками, то это не будет пустой тратой денег. Так называемая «насыпь» (втулки с насыпными подшипниками, ставятся на недорогие велосипеды) требует регулярного обслуживания, а втулки на «промах» (промышленных подшипниках) гораздо менее требовательны к обслуживанию и служат гораздо дольше. Конечно, есть исключения и есть люди, которые предпочитают дорогие втулки на насыпных подшипниках, так как при правильной настройке, у них меньше сопротивление качению, а качество метала заметно выше дешёвой «насыпи». Бывают и недорогие втулки на промышленных подшипниках, стоят они около 700 рублей и служат, порой, хуже аналогичной «насыпи», которую можно хотя бы подрегулировать.
Хорошие втулки можно найти у брендов:
Избегайте втулок Reynolds, они могут рассыпаться через пару недель, но их всё же иногда ставят на дорогие велосипеды.
Покрышки по типу протектора делятся на:
Как правило, чем мягче материал покрышки, тем лучше сцепление с дорогой, чем твёрже, тем дольше срок службы. Но есть исключения, совмещающие в себе все преимущества, например компаунд Black Chili фирмы Continental. Если Вы выбираете свой первый велосипед, то не ставьте во главу угла покрышки, есть гораздо более важные параметры. А резину сменить можно в любой момент.
На большинстве велосипедов стоят дисковые или ободные V-brake тормоза. Оба типа могут быть механическими или гидравлическими.
Барабанные, роллерные, кантиливерные, клещевые, U-brake и Mini V-brake тормоза встречаются редко и рассматриваться в этой статье не будут.
Ободные механические тормоза типа V-brake, как правило, недороги, просты в обслуживании, но требуют хороших колёс, так как при появлении на колесе «восьмёрки» возникают проблемы — обод задевает о тормозные колодки. Причиной может быть кривой обод или люфт во втулке. Контроль торможения ободных тормозов так же оставляет желать лучшего. Торможение может быть мощным, но происходить рывками, плавность отсутствует почти полностью. Профессиональные модели в этом плане конечно лучше, но по плавности и силе торможения они не сравнятся с профессиональной дисковой гидравликой. На V-brake, как и на всех ободных тормозах происходит быстрое стирание колодок при разогреве, то есть эти тормоза не для крутых спусков.
Из брендов можно посоветовать:
Дисковые механические тормоза стоят дороже ободных. Они не боятся «восьмёрок» на ободе. Но боятся «восьмёрок» на роторах (тормозных дисках) и люфтов во втулках. Они довольно просты в обслуживании. Контроль торможения чуть лучше, чем на ободных, но используя тормозные ручки с регуляторами рычажности, можно добиться компромисса между плавностью и силой торможения. Отличное решение для недорогого велосипеда.
Хорошие дисковые механические тормоза выпускают фирмы:
Дисковые гидравлические тормоза обладают хорошим контролем и силой торможения. Как и дисковые механические, их работа не зависит от «восьмёрок» на ободе, но «восьмёрки» на роторе и люфты во втулках могут привести к неправильной работе. К недостаткам относятся высокая цена и трудности при обслуживании, особенно дешёвых моделей на которые не выпускаются ремонтные комплекты.
Хорошие дисковые гидравлические тормоза выпускают:
Из недорогой дисковой гидравлики можно взять Shimano MT200 или Tektro HD-M275. Для своей цены ходят и тормозят очень неплохо. А когда начинают течь, их обычно дешевле заменить на новые, чем ремонтировать.
Если захотите взять Shimano уровня Deore, SLX, XT или XTR, то готовьтесь искать мастерскую, где ставят защиту мастер цилиндров, изначально они никак не защищены и можно убить ручки за пару тысяч километров. Так же могут треснуть керамические поршни, но их так же можно заменить на алюминиевые в некоторых мастерских.
Топовые модели Formula очень лёгкие, но имеют малый зазор между колодками и ротором. Малейшие искривления ротора приводят к посторонним звукам и повышенному трению.
У Magura тоже есть очень лёгкие тормоза, но у них встречаются пластиковые ручки, будьте внимательны.
SRAM Guide зарекомендовали себя довольно неплохо, они хорошо тормозят и имеют большой зазор между колодками и ротором. Но из этого вытекает небольшой минус — ручка имеет большой холостой ход. Так же примерно через год может разбухнуть пластиковый поршень в мастер цилиндре, но эту проблему решают в некоторых мастерских и это дешевле, чем дорабатывать Shimano.
Топовые модели Hope не имеют практически никаких недостатков, не требуют доработки и при регулярном обслуживании служат десятилетиями. Но они могут быть довольно тяжёлыми и очень дорогими.
Ободные гидравлические тормоза обладают многими преимуществами дисковых гидравлических, но имеют меньший вес. Недостатки — зависимость от «восьмёрок» обода и высокая цена.
Дисковые механико-гидравлические (гибридные) тормоза имеют гидравлический калипер с подведённым к нему тросиком в рубашке. Никаких особых плюсов, только лишний вес при посредственной плавности и мощности.
Велосипеды с хорошим соотношением цены и качества можно встретить у брендов:
Раньше в списке выше был и Stinger, но после кучи проблем замеченных в новом Stinger Gravix EVO (особенно с тормозами), он был вычеркнут. Цены у Stinger приемлемые, но прежде чем покупать, подумайте, возможно придётся многое дорабатывать.
К достойным вело брендам можно отнести также:
Конечно, могут быть и исключения. Самое главное не надпись на раме, а качество оборудования.
Ориентируйтесь на следующие приоритеты выбора (в порядке убывания):
Теперь два примера взрослых кросс-кантрийных или кантрийно-прогулочных велосипедов (так как они самые распространённые) с конкретным указанием наиболее важных деталей и максимальным соотношением цены и качества. Постарайтесь выбрать велосипед, максимально близкий к ниже перечисленным пунктам, тем самым Вы сэкономите на ремонте в будущем.
Узел | Уровень велосипеда | |
Недорогой | Средний | |
Рама | Хардтейл, любая алюминиевая подходящей ростовки. | Хардтейл, любая алюминиевая или карбоновая подходящей ростовки. Желательно бустовая (под Boost втулки). Если берёте двухподвес, то лучше на промподшипниках. |
Рулевая колонка | Безрезьбовая, под шток стандарта 1,1/8 или 1,1/8-1,5 дюйма (конусная). | Безрезьбовая, под шток стандарта 1,1/8-1,5 дюйма (конусная). |
Вилка | Suntour серии XCT, XCE, XCM, XCR или X1 с ходом 80-100 мм. Если это не Suntour и даже не RST, то важно, что бы штаны (нижняя часть вилки) имели монолитную конструкцию, то есть горилла (перемычка между левой и правой штаниной) не была приварена, а была одним целым со штанами. Либо жёсткая вилка. | Ход от 100 мм, Suntour серии Raidon, Epixon или Axon, RockShox серий как минимум XC, Recon. Или любая Manitou кроме Markhor и подобных с металлической негативной пружиной. Так же можно брать X-Fusion, Marzocchi и Fox. |
Колёса | Диаметр 26-29 дюймов, любые двойные обода, втулки Joy Tech, Quando, Shimano, Formula. Задняя втулка под кассету, а не под трещотку. | Диаметр 27,5-29 дюймов, двойные обода Sun Ringle, Alexrims, Haro, Wtb, Reverse, Mavic, втулки Shimano, SRAM, Author, Novatec, Formula, Race Face, DT Swiss, Hope на промподшипниках. Избегайте втулок Reynolds. |
Трансмиссия | 7-8 передач сзади под кассету, задний переключатель Shimano Acera, SRAM X4, X5 или Microshift Mezzo, MarvoLT. Передний переключатель отсутствует, либо Shimano Altus, Acera, SRAM X4, X5 или Microshift Mezzo, MarvoLT. Манетки тех же уровней. Или Shimano Cues «по кругу». На худой конец Shimano Tourney. | 10-11 передач сзади, задний переключатель Shimano Deore, SLX или XT (очень желательно с прямой подводкой троса (технология Shimano Shadow)). Не берите Shimano и Microshift на 9 передач (кроме Microshift Advent). Либо можно выбрать 9-10 передач сзади, задний переключатель SRAM X7, SRAM NX, SRAM GX, Microshift Advent, Microshift Advent X. Передний переключатель отсутствует, либо двухскоростной Shimano Deore, SLX. Передние SRAM чуть хуже, но SRAM X7, NX, GX хорошие, можно брать. Microshift MarvoLT, XLE так же подойдут. Манетки тех же уровней. Shimano Cues «по кругу» тоже неплохой вариант, но эти трансмиссии тяжелее и чуть ниже среднего уровня. |
Тормоза | Ободные Promax, Tektro, Avid, Hayes или Shimano. Можно взять дисковые механические Tektro, Avid, Hayes MX или Shimano. | Дисковые механические Avid BB5, BB7, Hayes MX, Shimano, TRP Spyke. Из гидравлических как минимум Tektro HD-M275 или Shimano MT200. Так же можно брать Elvedes, Hayes, Avid, SRAM, Formula, SRAM Guide и Hope . Тормоза Shimano Deore, SLX, XT и XTR требуют недешёвой доработки. |
Каретка | Под квадрат на промышленных подшипниках. Фирмы Shimano, Neco, Sunrace, Suntour, VP или Kenli. | Под систему передних звёзд с интегрированным в правый шатун валом. ZTTO, FSA, KMC, Truvativ, Elvedes, Race Face, Rotor, Nukeproof, Easton, Chris King, Hope. |
Покупая менее качественный велосипед, Вы неизбежно обрекаете себя на частые поломки в будущем. Часто случается, что такие велосипеды оказываются неремонтопригодными, либо стоимость ремонта составляет 70-150% от стоимости велосипеда. В тотальном апгрейде таких велосипедов смысла нет.
Выбирая велосипед в интернет магазине, учитывайте, что там могут неправильно работать фильтры. Пример: Вы ищете горный велосипед с одной или двумя звёздами спереди, естественно Вы выставляете соответствующие галочки, что бы отмести все велосипеды с тремя звёздами спереди. Но Вам выводится сообщение, что велосипедов с одной и двумя звёздами спереди совсем нет в продаже, даже под заказ. Но если Вы снимете все галочки и последовательно изучите все велосипеды, начиная с самых дешёвых, то можете обнаружить, что нужные Вам велосипеды есть в продаже.
У разных интернет магазинов могут быть разные ошибки. Самым надёжным способом будет последовательное, очень внимательное, изучение описаний всех велосипедов в определённом разделе и ценовом диапазоне с составлением собственной таблицы по всем комплектующим. Это требует много времени, но в итоге Вы можете успеть купить то, что пропустили покупатели, которые понадеялись на фильтры.
Наверх