Выбор велосипеда.

Выбор велосипеда

Что покупать точно не стоит.

Не останавливайте свой выбор на «брендовых» велосипедах BMW, Hammer, Porsche, Land Rover и других подобных автомобильных марках в ценовой категории 10000-20000 рублей. Часто они имеют литые диски и недорого продаются на Авито рядом с красивыми девушками для привлечения внимания. Несмотря на свою кажущуюся красоту, хорошего качества от них ждать не стоит. Очень тяжёлые, часто кривые, рамы и вилки из Hi-ten стали и сорванные резьбы Вас отнюдь не порадуют. Продавцы кичаться оборудованием Shimano, но правда в том, что на этих «велосипедах» стоят подделки низкого качества.

Ашанбайк на литых дисках

Так же желательно отмести «горные» велосипеды с 5, 6 или 7 звёздами сзади (15, 18 или 21 передача). Их можно брать только если хотите купить велосипед совсем недорого и бюджет ограничен 25.000-30.000 рублями. В задних втулках таких велосипедов чаще всего стоит трещотка (правильнее её назвать резьбовой кассетой, но в странах СНГ привыкли называть трещоткой) и из-за сильного смещения правого подшипника часто гнётся и ломается ось. Впрочем, в некоторых мастерских могут установить под трещотку дополнительный подшипник, что позволит прожить втулке гораздо дольше.

Выбор типа подвески или её отсутствия.

Хардтейл — велосипед, не имеющий заднего амортизатора. Спереди может быть мягкая или жёсткая вилка. Хардтейлы, как правило, имеют лёгкий или средний вес (около 13-15 кг для алюминиевых сплавов) и высокую отзывчивость на движения наездника. Хороший выбор для города и лёгкого бездорожья.

Хардтейл (hardtail)

Ригид — хардтейл, не имеющий амортизаторов, что позволяет ему максимально эффективно использовать усилие от педалирования на ровной поверхности. Особенно это полезно при подъёмах. Для бездорожья малопригоден, но по укатанным грунтовым тропам едет неплохо. Некоторые люди сознательно останавливают выбор на ригидах, т.к. они не требуют обслуживания подвески.

Ригид (rigid)

Двухподвес — велосипед, имеющий амортизационную вилку и задний амортизатор, которые позволяют уверенно чувствовать себя на бездорожье, но при этом съедают усилия от педалирования и делают велосипед более тяжёлым. Двухподвесы так же могут быть самыми разными — от лёгких кросс-кантрийных снарядов с короткими ходами амортизаторов...

Двухподвес (double suspension)

...до более тяжёлых длинноходных даунхильных «монстров».

Даунхильный велосипед (downhill bike)

В городе двухподвесы неуместны. Если, конечно, дороги вашего населённого пункта не особо отличаются от бездорожья.

Каждый из перечисленных типов велосипедов включает несколько подвидов. Вот наиболее распространённые из них:

Ситибайки или городские велосипеды — ригиды, часто со стальной рамой и одной передачей, но встречаются и с планетарными втулками (коробка передач внутри втулки) на три и более передачи. Часто снабжаются крыльями, защитой цепи и корзиной. Предназначены для неспешных, чаще всего коротких, поездок по городу.

Городской велосипед (citybike)

Шоссейные велосипеды — очень лёгкие, жёсткие и быстрые ригиды. Предназначены для катания исключительно по гладкому асфальту. За свою скорость и лёгкость они расплачиваются низкой прочностью. По сути это узкоспециализированные спортивные снаряды, но некоторые люди используют их для быстрого перемещения по городу.

Шоссейный велосипед (road bicycle)

Фиксы (Fixed Gear) — ригиды с одной фиксированной передачей, т.е. при вращении заднего колеса всегда крутятся педали. Для снижения веса часто используются без тормозов. Различают городские фиксы, трюковые и чистокровные трековые велосипеды. Фиксы имеют малый вес и ценятся из-за своей простоты, тут практически нечему ломаться, разве что колёсам и каретке.

Фикс (fixed bicycle)

Туристические велосипеды (туринги) — хардтейлы, часто ригиды, оборудованные багажником, на который можно закрепить вело рюкзак, что снимает нагрузку со спины. Могут иметь несколько креплений для сумок и фляг с водой. В роли системы переключения передач иногда выступает планетарная втулка, что позволяет уберечь систему переключения от пыли и грязи, но некоторые владельцы предпочитают максимально простую и распространённую трансмиссию, что бы в случае поломки можно было легко купить её компоненты в дороге. К примеру восьмискоростной задний переключатель Shimano Acera. Туринг — лучший выбор для вело путешествия.

Туристический велосипед (touring bicycle)

Горные велосипеды, они же MTB (Mountain bike или Multi-terrain bike) или ATB (All-terrain bicycle) – это довольно широкое понятие, они могут быть и кросс-кантрийными хардтейлами и даунхильными двухподвесами. Но основными их особенностями являются: механизм переключения передач, руль прямой или с подъёмом (Rizer), как правило широкий (640-800 мм) и широкие или средние по ширине покрышки (примерно от 1,75 дюйма и шире). Горные велосипеды могут использоваться для езды как по асфальту, так и по грунту.

Экстремальные хардтейлы — горные велосипеды для экстремального катания - стрита, дёрта, фрирайда байкер-кросса. Имеют довольно высокую прочность. Низкая ростовка позволяет смещать центр тяжести назад при выполнении прыжков. Могут иметь как одну, так и несколько передач.

Экстремальный хардтейл (extreme hardtail)

Грэвелы или гравийники (Gravel bike) — чаще всего ригиды, нечто среднее между кросс-кантрийными, туринговыми, городскими и шоссейными велосипедами. Некоторые грэвелы имеют амортизационную вилку, иногда задний амортизатор, но это встречатся не часто. От горных велосипедов грэвелы унаследовали дисковые тормоза, а от шоссейных руль «баран». Всё остальное имеет компромисс — усреднённая геометрия, покрышки шириной около 35 мм или чуть больше. В отличии от шоссейных велосипедов, грэвелы – это не спортивные снаряды, а более комфортные и довольно универсальные велосипеды, позволяющие хорошо себя чувствовать на укатанных грунтах и при этом развивать почти такую же скорость на трассе, как шоссейники (примерно на 5 км/ч меньше). Некоторые грэвелы имеют крепления для багажника.

Грэвел (Gravel Bike)

Подбор велосипеда по росту.

Ростовка рамы – это расстояние от центра оси каретки до верхней части подседельной трубы. Чаще всего измеряется в дюймах. Геометрия велосипеда, особенно длина верхней трубы, так же зависит от ростовки.

Ростовка велосипеда

В следующей таблице приведены рекомендуемые параметры для горных, гибридных и городских велосипедов. Эти значения усреднённые, у разных производителей они могут немного отличаться. Для более точного выбора лучше свериться с таблицей на официальном сайте конкретного бренда. Всё это актуально, если Вы собираетесь ездить преимущественно сидя и без экстрима. В противном случае, лучше выбрать раму меньшего размера. Допустим, по таблице Вам подходит размер M, но вы собираетесь брать экстремальный хардтейл для активного катания, в таком случае лучше взять размер S.

Ваш рост
(см)
Размер рамы
(дюймы)
Размер рамы
(буквенное обозначение)
130 — 145 13 XS
135 - 155 14 XS
145 - 160 15 S
150 - 165 16 S
156 - 170 17 M
167 - 178 18 M
172 - 180 19 L
178 - 185 20 L
180 - 190 21 XL
185 - 195 22 XL
190 - 200 23 XXL
195 - 210 24 XXL

Таблица ростовок для шоссейных велосипедов:

Ваш рост
(см)
Размер рамы
(см)
155 - 165 48 - 51
165 - 170 51 - 53
170 - 175 53 - 55
175 - 180 55 - 58
180 - 185 58 - 61
185 - 190 61 - 63
190 - 195 63 - 65
195 - 200 65 и больше

Выбор материала рамы.

Если Вы начинающий велосипедист, стоит начать свой путь с велосипеда на раме из алюминиевого сплава. Они недорогие, достаточно крепкие, имеют средний вес и устойчивы к коррозии. Для продвинутых любителей и гонщиков хорошим выбором будут рамы из карбона, но если планируются высокие нагрузки на велосипед, то лучше выбрать раму из хромомолибденовой стали.

В приведённой ниже таблице показаны все достоинства и недостатки рам из различных сплавов.

Материал Прочность Вес Коррозионная
стойкость
Цена
Стальной
сплав (Hi-ten)
Низкая Очень высокий Низкая Очень низкая
Стальной
сплав (Cro-Mo)
Высокая Высокий Низкая Низкая
Алюминиевый
сплав
Средняя Средний Высокая Средняя
Титановый
сплав
Высокая Низкий Высокая Высокая
Магниевый
сплав
Средняя Низкий Очень низкая Высокая
Карбон
(углеволокно)
Низкая Очень низкий Разная Высокая

Выбор системы переключения.

На сегодняшний день наиболее распространённые фирмы, выпускающие качественные системы переключения для горных велосипедов, это Shimano и SRAM. Есть ещё Microshift, многие компоненты которой полностью совместимы с Shimano и имеют такое же или почти такое же качество. Вот краткая таблица сравнения различных групп оборудования горных велосипедов, символом «*» обозначены компоненты, совместимые с Shimano:

Уровень Shimano SRAM Microshift
Низший SIS Non-series*
Начальный Tourney TRX*, MRX* Non-series*
Начальный Altus X3 Mezzo*
Средне-начальный Acera X4, SX, Centera* Mezzo*
Средний Alivio X5, NX MarvoLT*
Средне-высокий Deore, Hone X7, Attack* XLE*, Advent
Высокий SLX, Zee X9, GX, Rocket* XCD*, Advent X
Высокий Deore XT X1 XCD*, Advent X
Очень высокий Saint X0, X01
Высочайший XTR, Yumeya XX, XX1
Электро Deore XT Di2
XTR Di2
ЕХ1

Мало кто говорит об этом, но если есть выбор, постарайтесь не брать девятискоростные переключатели Shimano. Они неплохие, но довольно капризные в настройке, когда износ цепи приближается к 100%. Уж лучше недорогой восьмискоростной Altus, чем девятискоростной Deore. У девятискоростных SRAM такой проблемы нет. Так же не стоит брать двенадцатискоростные трансмиссии SRAM SX, качество исполнения не позволяет им нормально работать с двенадцатью передачами продолжительное время.

Некоторые люди после Microshift возвращаются на Shimano из-за тактильных ощущений или невозможности перебрать ролики на некоторых переключателях (ставят клёпки вместо болтов).

Немного особняком стоит Campagnolo — компания, выпускающая компоненты преимущественно для шоссейных велосипедов. Таблица уровней оборудования для шоссейных велосипедов:

Уровень Shimano SRAM Campagnolo Microshift
Низший Tourney
Начальный Claris,
2200/A050 (для прямого руля)
R8*
Низкий Sora Xenon R9*
Средне-низкий Tiagra Mirage R10*
Средний 105 Apex Veloce R10*
Средне-высокий Ultegra Rival Centaur Centos 11*
Высокий Dura-Ace Force Record, Chorus Arsis*
Высочайший Red Super Record

Таблица уровней оборудования для турингов и грэвелов:

Уровень Shimano Campagnolo
Средний GRX 400
Средне-высокий GRX 600
Высокий GRX 800 Ekar

Некоторые считают, что чем больше передач, тем лучше велосипед, но это не так. Чаще всего наоборот. Многим начинающим велосипедистам вполне хватит 6-7 передач. Но загвоздка в том, что недорогие велосипеды с 6 и 7 звездами сзади, как правило, некачественны, у них часто гнутся и ломаются задние оси, для них просто не выпускают оборудование должного уровня, хотя есть исключения, это даунхильные байки высокого уровня. Многим лучше присмотреться к моделям, имеющим как минимум 8 звёзд сзади. Три звезды спереди нужны тем, кто намерен взбираться в крутые подъемы и развивать на прямых участках и спусках высокую скорость (50 км/ч и выше). Для большинства же велосипедистов нет необходимости в переднем переключателе и трёх звездах спереди. На недорогих велосипедах с передним переключателем возникает много проблем, например гнутые звёзды, что существенно ухудшает переключение. Но найти взрослый велосипед с одной звездой спереди, имеющий при этом задний переключатель и умеренную цену всегда было не так то просто. Однако в последнее время в магазинах стали встречаться подобные недорогие велосипеды в ценовой категории около 35000 рублей. Если бюджет ограничен, то для многих это будет отличным вариантом.

Выбор колёс и покрышек.

Самым маленьким подойдут велосипеды с колёсами диаметром 20 дюймов и меньше. Для детей постарше и подростков оптимальны 24-дюймовые колёса. А взрослым необходимо ориентироваться на колёса диаметром от 26 до 29 дюймов. Конечно, бывают исключения, такие как BMX или триальные моды с 20-дюймовыми колёсами, на которых катаются подростки и взрослые.

Таблица выбора размера колёс на детских велосипедах (кроме BMX):

Рост (см) Диаметр колёс (дюймы)
75 - 95 12 и меньше
95 - 101 12
101 - 115 16
115 - 128 20
126 - 155 24

Таблица выбора размера колёс на детских BMX велосипедах:

Рост (см) Диаметр колёс (дюймы)
До 115 12
115 - 130 14
120 - 140 16
130 - 150 18
140 и выше 20

Обода — это один из самых важных пунктов при выборе велосипеда, они ни в коем случае не должны быть одинарными, т.к. будут постоянно появляться «восьмёрки» и другие искривления. Двойные обода имеют дополнительную внутреннюю стенку, за счёт чего они меньше подвержены деформациям. Внешне отличить их на колесе с покрышкой не так то просто, но вам может помочь надпись «double wide».

Двойной обод

Если хватает денег на втулки с промышленными подшипниками, то это не будет пустой тратой денег. Так называемая «насыпь» (втулки с насыпными подшипниками, ставятся на недорогие велосипеды) требует регулярного обслуживания, а втулки на «промах» (промышленных подшипниках) гораздо менее требовательны к обслуживанию, при этом срок службы у них значительно дольше. Конечно, есть исключения и есть люди, которые предпочитают дорогие втулки на насыпных подшипниках, т.к. у них меньше сопротивление качению, а качество метала заметно выше дешёвой «насыпи». Бывают и недорогие втулки на промышленных подшипниках, стоят они около 500 рублей и служат, порой, хуже аналогичной «насыпи», которую можно хотя бы подрегулировать.

Покрышки по типу протектора делятся на:

Как правило, чем мягче материал покрышки, тем лучше сцепление с дорогой, чем твёрже, тем дольше срок службы. Но есть исключения, совмещающие в себе все преимущества, например компаунд Black Chili фирмы Continental. Если Вы выбираете свой первый велосипед, то не ставьте во главу угла покрышки, есть гораздо более важные параметры. А резину сменить можно в любой момент.

Выбор тормозов.

Тормоза бывают ободными и дисковыми. Так же тормоза делятся на механические и гидравлические.

Ободные механические тормоза типа V-brake, как правило, недороги, просты в обслуживании, но при появлении на колесе восьмёрки возникают проблемы — обод задевает о тормозные колодки. Контроль торможения ободных тормозов так же оставляет желать лучшего. Торможение может происходить рывками, плавность отсутствует почти полностью. Исключение — профессиональные модели для соревнований.

Ободной тормоз (v-brake)

Дисковые механические тормоза стоят дороже ободных, но при этом не боятся восьмёрок. Они довольно просты в обслуживании. Контроль торможения чуть лучше, чем на ободных, но используя тормозные ручки с регуляторами рычажности, можно добиться компромисса между плавностью и силой торможения. Отличное решение для бюджетного велосипеда.

Дисковый механический тормоз

Дисковые гидравлические тормоза обладают отменным контролем и силой торможения. К недостаткам относятся высокая цена и трудности при обслуживании, особенно дешёвых моделей.

Дисковый гидравлический тормоз

Ободные гидравлические тормоза обладают всеми преимуществами дисковых гидравлических, но имеют меньший вес. Недостатки - зависимость от восьмёрок и высокая цена.

Итоги.

Ориентируйтесь на следующие приоритеты выбора (в порядке убывания):

Примеры.

Теперь два примера взрослых кросс-кантрийных велосипедов (так как они самые распространённые) с конкретным указанием наиболее важных деталей и максимальным соотношением цены и качества. Постарайтесь выбрать велосипед, максимально близкий к ниже перечисленным пунктам, тем самым вы сэкономите на ремонте в будущем.

1. Минимальный бюджетный (недорогой) вариант:

2. Велосипед среднего уровня:

Покупая более дешёвый велосипед, Вы неизбежно обрекаете себя на частые поломки в будущем. Часто случается, что такие велосипеды оказываются неремонтопригодными, либо стоимость ремонта составляет 50-100% от стоимости велосипеда. В тотальном апгрейде таких велосипедов смысла нет.

Ошибки интернет магазинов.

Выбирая велосипед в интернет магазине, учитывайте, что там могут неправильно работать фильтры. Пример: Вы ищете горный велосипед с одной или двумя звёздами спереди, естественно Вы выставляете соответствующие галочки, что бы отмести все велосипеды с тремя звёздами спереди. Но Вам выводится сообщение, что велосипедов с одной и двумя звёздами спереди совсем нет в продаже, даже под заказ. Но если Вы снимете все галочки и последовательно изучите все велосипеды, начиная с самых дешёвых, то можете обнаружить, что нужные Вам велосипеды есть в продаже.

У разных интернет магазинов могут быть разные ошибки. Самым надёжным способом будет последовательное, очень внимательное, изучение описаний всех велосипедов в определённом разделе и ценовом диапазоне. Это требует времени, но в итоге Вы можете успеть купить то, что пропустили покупатели, которые понадеялись на фильтры.