Тормоза и торможение на велосипеде.

Велосипедный тормоз TRP G-Spec DH

Как правильно тормозить.

Многих интересует, как правильно и какими тормозами лучше тормозить на велосипеде. Чаще всего тормозить надо перед поворотом. Давайте рассмотрим ситуацию для двухколёсного велосипеда с передним и задним тормозом на свободной дороге, где нет транспорта, пешеходов и животных.

  1. Вы едете на велосипеде по прямой со скоростью около 30 км/ч и видите в пятидесяти метрах перед собой поворот направо. Вам нужно как можно быстрее пройти его с минимальной потерей скорости. Займите положение как можно левее, что бы увеличить радиус входа, сместите вес тела назад, сбросьте две-три задние передачи вниз и начинайте тормозить передним тормозом до поворота почти не поворачивая руль. Постарайтесь поймать положение, когда колесо Вашего велосипеда будет на грани блокировки, если почувствуете, что колесо блокируется, приотпускайте передний тормоз, что бы не перелететь через руль. Можете немного помогать задним тормозом, но не давите сильно, что бы заднее колесо не заблокировалось. Поворачивая направо желательно поднимать в верхнюю точку правую педаль, это снизит риск задевания бордюров, камней и других предметов;
  2. Для быстрого и безопасного прохождения поворота нужно попасть как можно ближе к апексу — это точка лежащая как бы на вершине траектории, если смотреть сверху. Она находится на самом краю дороги, в данном случае справа. Когда Вы подъезжаете на велосипеде очень близко к апексу, понимаете, что скорость чуть выше чем нужно и есть риск вылететь на обочину, Вам нужно тормозить и поворачивать. Доворачивайте руль и полностью отпускайте передний тормоз. Здесь лучше тормозить задним. Чем круче поворот, тем опаснее тормозить передним. Но с опытом можете очень аккуратно подтормаживать им и в такой ситуации;
  3. После прохождения апекса можете набирать скорость и распрямлять траекторию. То есть постепенно выворачивать руль велосипеда влево. При этом важно смотреть на дорогу перед собой, что бы быть готовым к следующему манёвру.
Нормальный (геометрический) апекс

Начинайте отрабатывать торможение заранее, что бы не войти в поворот на слишком высокой скорости. Начинайте с плавных торможений и постепенно нащупывайте ту точку, в которой переднее колесо находится на грани блокировки.

Если Вы катаетесь не один, перед торможением обращайте внимание на дистанцию до едущего сзади велосипеда. Если она слишком мала, он может врезаться в Вас.

Почему в данном случае нужно тормозить именно в такой последовательности? Когда ваша траектория прямая или почти прямая, вы начинаете тормозить передним тормозом и замедляться, вес Вашего тела смещается вперёд и загружает переднее колесо велосипеда. Его покрышка получает больше сцепления с дорогой и позволяет эффективнее тормозить. Заднее колесо наоборот, разгружается и получает меньше сцепления с дорогой. Смещение веса назад позволяет чуть сильнее загрузить заднее колесо, что бы задняя покрышка получила больше сцепления с дорогой и можно было эффективнее использовать задний тормоз. Когда Вы ощутимо закладываете велосипед в поворот, например в точке апекса, и при этом тормозите передним, есть большой риск выскальзывания переднего колеса. Вернуть его на траекторию очень сложно, в некоторых случаях невозможно. Быстрая реакция может иногда спасти Вас. Если заблокировалось и выскользнуло заднее колесо, вернуть его легко, достаточно отпустить тормоз.

Когда вы наберётесь опыта, можете попробовать поздний апекс. Начинайте торможение чуть раньше, при этом Вам придётся чуть позже и по более крутой траектории входить в поворот. Это более контролируемый способ, позволяющий быстрее выходить из поворотов.

Поздний (геометрический) апекс

Почему велосипед плохо тормозит.

Причин, почему тормоза велосипеда плохо работают, может быть несколько:

  1. Неправильная настройка. Непараллельно выставленные колодки, неправильно закреплённый трос, неправильный угол тормозных ручек, высоко стоящий калипер и множество других вариантов;
  2. На колодки, обод или тормозные диски попало масло, керосин или что-то другое. Колодки из спечёного металла можно прокалить при температуре 400-500 градусов. Не направляйте открытое пламя на фрикционный материал, прогревайте накладку до тех пор, пока не перестанет испаряться масло. Органические и полуметаллические колодки прокаливать не следует, они испортятся. Тормозной диск нужно как минимум обезжирить, но иногда требуется шлифовка;
  3. Старые или грязные рубашки, или тросы на механических тормозах. Со временем тросы протирают пластик внутри рубашек, от этого повышается коэффициент трения, тормозная ручка не может передать достаточно усилия на калипер и тормоз перестаёт нормально работать. Трос лучше поменять, но иногда достаточно и промыть его WD-40, если конец не размохрился и трос можно вставить в рубашку. Если рубашки очень старые, лучше поменять, если же рубашкам 3-4 года и Вы мало катались, достаточно промыть их внутри WD-40 и продуть компрессором с насадкой под вело ниппель (Presta);
  4. Попадание воздуха в гидравлический контур. Если тормозная ручка на гидравлическом тормозе проваливается до грипсы или почти до неё — это явный признак завоздушивания тормоза. Необходимо как минимум прокачать, а лучше полностью перебрать тормоз;
  5. Слабые или низкокачественные тормоза и большой вес наездника. Бывает так, что человек весом 120 кг покупает двадцатикилограммовый фэтбайк отвратного качества на котором стоят механические дисковые тормоза с очень маленькими колодками и тормозными дисками диаметром 160 мм. Они просто не способны эффективно остановить такую массу. Можно, конечно, посоветовать поставить как минимум четырёхпоршневую гидравлику с дисками 203 мм, но она будет стоить дороже велосипеда;
  6. Плохие покрышки. Они могут помешать вам раскрыть все возможности хороших тормозов. Жёсткие дешёвые покрышки очень плохо цепляются даже за чистый асфальт. Даже если это широкие слики. Качественные покрышки с более мягким компаундом обеспечивают хорошее сцепление с дорогой.

Почему скрипят тормоза на велосипеде.

Причин скрипа велосипедных тормозов может быть несколько:

  1. Колодки ещё не притёрлись к тормозному диску или ободу;
  2. Попадание грязи, масла, воды или других жидкостей на колодки. Жир с пальцев так же может быть причиной скрипа. Особенно этому подвержены металлические колодки;
  3. Коррозия обода, диска или колодок;
  4. Несовместимость тормозов и роторов. Свист может появляться при использовании металлических или полуметаллических колодок с тормозными дисками, рассчитанных только на органические колодки.
  5. Непараллельное расположение колодок относительно обода или тормозного диска;
  6. Твёрдые V-brake колодки часто могут скрипеть даже на новом чистом ободе даже после притирки;
  7. Повреждённая поверхность тормозного диска или обода — сколы и царапины;
  8. Дешёвые тормоза. Но никакой закономерности в этом не наблюдается, чистая лотерея.