Как правильно переключаться на велосипеде.

Скорости или передачи?

Часто можно услышать «На этом велосипеде 30 скоростей», хотя правильнее было бы сказать «На этом велосипеде 30 передач». Разница в том, что скорость — это степень быстроты движения, измеряется она в километрах в час, а передача — это механизм, который служит для передачи вращательного движения ваших ног на колёса велосипеда. Не всегда высокая передача означает высокую скорость, нужно уметь правильно переключаться.

Основы.

Если Вы предпочитаете активное катание, то крайне желательно настроить расположение ваших тормозных ручек и манеток переключения так, что бы Вы могли поставить на край тормозной ручки только указательный палец, большой палец поставить на нижний лепесток манетки (если она триггерная), а остальными пальцами держать грипсу.

Переключение скоростей на велосипеде

Это нужно для того, что бы как можно больше пальцев крепко сжимали руль, но при этом Вы могли в любой момент нажать тормоз, если возникнет аварийная ситуация. Нажимая пальцем на край ручки, Вы получаете больший рычаг и большую силу торможения. При этом Вы сможете большим пальцем переключать передачи. К сожалению на многих дешёвых манетках фирмы Shimano для переключения вверх на правой манетке (и вниз на левой) может понадобиться переносить указательный палец с тормозной ручки. Если Ваши манетки и тормозные ручки не позволяют расположить их правильным образом, попробуйте хотя бы найти положение, в котором у Вас будет на тормозной ручке два пальца.

А теперь рассмотрим пример правильного переключения на велосипеде с 26 колёсами и 21 передачами, то есть имеющего 7 звёзд сзади и 3 спереди.

  1. Итак, Вы стоите на ровной дороге, трогаться лучше всего со второй передачи спереди и средней, например третьей, сзади.
  2. Вы тронулись, поехали, но скорость велосипеда низкая, Вы хотите набрать более высокую скорость, а значит нужно переключить передачу выше. Тут очень важно выбрать момент. Сделайте следующее — максимально раскрутите текущую передачу до того момента, когда Ваши ноги будут уже не успевать за педалями, запомните это ощущение. Вам нужно переключать задний переключатель на следующую передачу, допустим с третьей на четвёртую, чуть раньше, что бы ноги не забалтывались и успевали за педалями. В момент переключения обязательно ослабляйте давление на педали почти полностью, что бы не было щелчков при переключении. Это касается как переключения передачи вверх, так и вниз.
  3. Если переключение происходит со щелчками, это значит, что Вы давите ногами слишком сильно, либо система переключения не настроена или изношена. Слабые, почти не слышные, щелчки допустимы, сильные щелчки постепенно портят детали трансмиссии Вашего велосипеда.
  4. После того, как Вы переключились на одну передачу вверх, можно раскрутить её (в данном случае четвёртую) и если требуется набрать ещё более высокую скорость, то переключиться на следующую (пятую) передачу в тот момент, когда ноги вращаются достаточно быстро, но ещё не забалтываются. Именно при таком способе переключения максимально снижается нагрузка на детали ходовой части, подшипники задней втулки, каретки и Ваши ноги, в том числе коленные суставы. Вы будете быстрее разгоняться, увеличите среднюю скорость, меньше будете уставать, убережёте трансмиссию, ходовую велосипеда и свои колени.
  5. Переключать передачи можно только во время того, как педали крутятся вперёд. Переключаясь, крутя их назад, можно сломать трансмиссию велосипеда.

Каденс.

Каденс — это частота вращения педалей, измеряется в оборотах в минуту. Рекомендуется держать каденс не менее 90 оборотов в минуту, более низкие значения приводят к тому, о чём писалось выше — нагрузка на ходовую и колени, со всеми вытекающими последствиями. К тому же на низких оборотах Вы будете дольше набирать необходимую скорость, то есть снизится ускорение.

Но как посчитать свой каденс начинающему? Можно поставить велокомпьютер с креплением на шатун и нижнее перо рамы, но это лишний вес и морока с проводами или батарейками. Впрочем, Вы уже знаете как держать правильный каденс, об это писалось выше, старайтесь подбирать передачу таким образом, что бы частота вращения педалей была чуть ниже той, когда Ваши ноги забалтываются и не успевают за педалями. Если Вы понимаете, что у Вас слишком низкий каденс, Вам нужно переключить передачу вниз. Вот и вся «математика».

Перекосы.

Допустим Вы разогнались до скорости около 20-25 км/ч и переключились на шестую передачу сзади, раскрутили её и готовы переключаться на седьмую, но спереди у Вас стоит вторая. В таком случае возникнет небольшой перекос цепи, это не критично, но если есть возможность избежать перекоса, то лучше это сделать.

Небольшой перекос цепи велосипеда

Правильнее сделать так — переключить на одну или две передачи вниз сзади, то есть с шестой на пятую или четвёртую, а спереди переключиться со второй, на третью. Перекоса почти не будет. Почему же надо переключать сзади с шестой на пятую или четвёртую передачу, ведь Вам нужно ехать быстрее? Дело в том, что если Вы переключите только со второй на третью спереди, то довольно сильно повысите передаточное число и каденс будет слишком низкий. То есть как бы перепрыгните через одну «ступеньку». Со временем Вы научитесь чувствовать это своими ногами. Происходит такое из-за того, что разница между количеством зубьев двух соседних передних звёзд, как правило, больше, чем разница между двумя соседними звёздами сзади.

В некоторых случаях, люди вынуждены сбрасывать сзади три передачи вниз, когда переключаются спереди на одну вверх. Такое бывает, если на велосипеде стоит спереди две звезды, с большой разницей зубьев, например 22 зуба на малой и 36 на большой, проще говоря 22-36 спереди. Тут разница целых 14 зубьев. Если же у Вас три звезды спереди, то скорее всего стоят звёзды 22-32-42, получается разница между соседними звёздами всего 10 зубьев.

Перекосы цепи плохи тем, что цепь изгибается, внутри пинов цепи немного увеличивается трение (даже если цепь отлично смазана), снижается КПД (коэффициент полезного действия) , возрастает нагрузка на ноги, Вам сложнее разгоняться и поддерживать нужную скорость. Так же, при сильных перекосах цепь быстрее изнашивается.

Многие ездят с одной звездой спереди, это избавляет от заботы следить за перекосами и снижает вес велосипеда, так как снимается манетка, передний переключатель, рубашка и тросик. Но в крайних положениях цепи сзади всё же возникают небольшие перекосы и сужается диапазон передаточных чисел. Но это лучше огромных перекосов, когда цепь стоит на первой звезде спереди и на последней сзади.

Недопустимый перекос цепи велосипеда

Нюансы.

Заранее переключайте передачи вниз, если понимаете, что нужно остановиться или снизить скорость, например на светофорах, перед поворотами или подъёмами.

Бывает так, что Вы не успели переключиться на одну-две-три передачи вниз перед подъёмом, у Вас явно низкий каденс и нужно срочно переключаться вниз, иначе Вы можете просто не заехать наверх, а пойдёте пешком. Если в такой ситуации переключать передачи вниз, то не получится снизить давление на педали, не потеряв скорость. А если переключаться и не снижать давление, то неизбежны щелчки и жёсткое переключение, которое портит детали велосипеда. Выйти из положения можно так — встаньте с седла и педалируя стоя максимально раскрутите текущую передачу, после того, как каденс увеличится, можете ослабить давление на педали и переключаться вниз. Но если Вы начали заезжать в горку на очень высокой передаче, то у Вас может просто не получиться раскрутить её даже стоя, в таком случае придётся остановиться или заезжать стоя на повышенной передаче, если конечно осилите.