Как избежать обмана в веломастерских и веломагазинах.

«Полное» ТО.

В прайс-листах многих веломастерских есть пункт «Полное ТО» (техническое обслуживание), которое на практике оказывается совсем не полное. Человек может приехать в сервис на почти новом велосипеде с небольшими неполадками, к примеру со сбитым задним переключателем и немного кривыми колёсами, а в веломастерской ему скажут «Вам нужно полное ТО», хотя достаточно всего лишь выпрямить колёса и настроить переключатель. Возможно ещё заменить трос переключения. Само словосочетание «полное ТО» у незнакомых с этим видом развода велосипедистов, вызывает ошибочное ощущение того, что в велосипеде переберут всё до последнего болтика. Но на самом деле это «полное ТО» может не включать переборку вилки даже в официальном прайсе. Если человека разводят таким образом, то ему пообещают перебрать втулки, каретку, рулевую колонку, настроить переключатели, тормоза и всё остальное. В реальности же могут только настроить задний переключатель и выправить колёса, после чего велосипед будет отстаиваться сутки-двое, после этого человеку позвонят и скажут, что «полное ТО» завершено. Правда в том, что никто, даже опытный мастер не может без разборки определить, перебиралась ли рулевая, каретка и втулки, если велосипед почти новый, то есть пробег 300-600 км. Чаще всего велосипеды с такими маленькими пробегами не нуждаются в переборке всего выше перечисленного. Исключение — некоторые очень бюджетные модели, куда явно не докладывают смазку и подшипники начинают скрипеть почти сразу.

Развод на замену камер.

Бывает такое, что велосипед простаивает 5-6 месяцев и у него спускают колёса. Люди привозят его в сервис с просьбой заменить или заклеить камеры. Если Вас разводят, то сразу же предложат поставить новые камеры и даже не поинтересуются, за какой срок спустили старые и сколько им лет. Дело в том, что если камера полностью спускает за 3-4 месяца, в этом нет ничего страшного, это не значит, что нужно обязательно клеить или ставить новые. Такие мелкие проколы не получится обнаружить даже в воде.

В честной веломастерской спустившие колёса попробуют накачать, спросят за какое время они спускают, сколько лет камерам и уже после этого будут принимать решение о том, как с ними поступать. Часто достаточно простой подкачки.

«Протяжка» спиц без прибора.

С Вас могут взять деньги за «протяжку» спиц колеса на ощупь. При этом мастер не сможет внятно ответить до какого значения должны быть натянуты спицы и как он это определяет. Такая работа обязательно должна проводиться с тензометром, только этим прибором можно измерить натяжение спиц. На большинстве колёс наиболее натянутые спицы должны иметь натяжение 100-120 кгс (на каждую). Протяжка спиц на ощупь не может быть качественной и равномерной. А в некоторых случаях может даже навредить исправным колёсам.

Развод на замену оси, втулки или обода.

Часто бывает так, что на бюджетных велосипедах с задними колёсами под трещотку гнётся или ломается ось, либо сильно гнётся обод. Это происходит из-за многолетней эксплуатации без обслуживания или при сильных ударах. Часто при таких поломках выгоднее и дешевле поменять сразу всё колесо. Дело в том, что если на подобном бюджетном колесе погнулась или сломалась ось, то чашки втулки, по которым катаются шарики подшипников, уже изношены и даже поставив новую ось, шарики и конуса, втулка не будет работать нормально. А если поломка оси произошла по причине сильного удара, то скорее всего, обод уже битый и подлежит замене. А если и не битый, то часто уже в плохом состоянии. И оплатив работу по замене оси, или даже переспицовку на новую втулку, Вам в скором времени придётся ещё платить за обод и работу по его замене. Часто выгоднее сразу поставить новое колесо, особенно если при переспицовке нужно менять и спицы. Но так бывает не всегда. В идеале надо считать оба варианта и выбирать из них, исходя из цены и состояния Вашего колеса.

Перед покупкой нового колеса обязательно проверяйте его ровность, а так же люфты и перетяги подшипников во втулке. В некоторых магазинах и веломастерских колёса совсем не готовят к продаже и через 2-4 недели проблема может повториться.

Отсутствие прайс-листа.

На сайтах некоторых веломастерских просто напросто отсутствует прайс-лист. То есть мастер при осмотре велосипеда может назвать абсолютно любые цены и они будут разными для разных людей. Вот что рассказал один компьютерный мошенник о ценах на свои услуги: «Цена определяется исключительно стоимостью ноутбука. Если у человека MacBook за сто двадцать тысяч рублей, то я не возьму за ремонт меньше тридцати.» Тоже самое и в велосипедной сфере. Мастерские без прайс листа могут на ходу менять свои цены, отталкиваясь от стоимости велосипеда, внешнего вида человека или модели его автомобиля.

Перед тем, как согласиться на ремонт, обязательно сверьте все цены с прайс-листом на официальном сайте мастерской или магазина.

Подмена запчастей на новом велосипеде.

Такое иногда практикуется в крупных сетевых велосипедных магазинах. Известны случаи, когда работники снимали с хорошего велосипеда покрышки и ставили вместо них более дешёвые. А снятые качественные покрышки ставили на свой велосипед или выкладывали на продажу. При покупке нового велосипеда обязательно сверяйте все детали с тем, что указано на официальном сайте магазина. Подменить могут любые детали.

Перед тем, как отвезти велосипед на ремонт, желательно сделать подробные фотографии всех деталей, что бы исключить подобную ситуацию со скрытой подменой.

Развод на «японское» Shimano.

На сайте некоторых веломагазинов можно встретить призывы купить «велосипед на качественном японском оборудовании Shimano». В реальности почти всё компоненты Shimano производятся в Малайзии и Сингапуре, хотя главный офис компании находится в Японии. Это не значит, что это плохие запчасти, у Shimano есть оборудование самых разных уровней, от прогулочного Tourney, до гоночного XTR.

Развод на прокачку тормозов.

Бывает так, что у человека стоят гидравлические тормоза и сила торможения со временем ухудшается. Это может произойти даже с новыми тормозами, которым месяц или два. Иногда это происходит из-за того, что на колодки и ротор налипает грязь и масло с дороги. Часто для того, что бы тормоза работали как раньше, достаточно заменить колодки и обезжирить ротор. Иногда ротор требует шлифовки. Но пользуясь незнанием велосипедиста, мастер может развести его ещё и на прокачку, хотя тормоза в ней не нуждаются.

Определить, нужна прокачка или нет довольно просто — если при нажатии тормозных ручек, они ощутимо упираются в пальцы, то тормозам нужна прокачка. Если ход ручек небольшой, 1-3 сантиметра и при нажатии ручек они не упираются в пальцы, то прокачка не требуется. Хотя время от времени даже рабочие тормоза рекомендуется прокачивать с обязательным удалением старой тормозной жидкости. Переборка любых тормозов так же желательна, особенно если Вы катаетесь зимой.