Чем смазывать велосипед.

Можно ли смазывать велосипед WD-40?

Не стоит смазывать велосипед WD-40, это не смазка, а очиститель. Но если узел совсем сухой, Вам нужно срочно ехать и нет ничего, кроме WD-40, то это лучше, чем полное отсутствие смазки.

Чем и как смазывать велосипедную цепь?

Смазка цепи на велосипеде

Велосипедную цепь смазывают специальными смазками для цепи. Из бюджетных смазок для сухих условий можно порекомендовать:

  1. Lider. Очень дешёвая, но собирает на цепь немного пыли;
  2. Daytona с тефлоном. Нормальная смазка с нормальным удобным пузырьком. Есть мнение, что её состав скопирован со смазки Shimano;
  3. Trix с тефлоном. Эта смазка ничуть не хуже Daytona. При этом дешевле. Минус Trix — очень неудобный пузырёк. Но можно перелить её в пузырёк от другой смазки;
  4. Vinca Sport. Наверное лучшая бюджетная смазка с удобным пузырьком. Собирает меньше пыли и служит чуть дольше, чем выше перечисленные;
  5. Weldtite TF2 с тефлоном. Очень хороший вариант для цепи. Но уже за среднюю цену. Жаль найти её в маслёнке, а не в аэрозольном баллончике бывает трудновато.

Хорошие смазки цепи для влажных условий:

  1. Daytona;
  2. Motorex Wet Lube.

В домашних условиях цепь велосипеда можно смазать перевернув велосипед вверх колёсами, сбросив цепь на самую малую звезду сзади и закинув на самую большую спереди. Крутите педали и аккуратно поливайте цепь из маслёнки, постарайтесь израсходовать на всю цепь не больше 1,5 мл смазки. Не стоит расходовать слишком много, смазка должна находиться внутри цепи и смазывать её там, а не снаружи. Перед смазкой цепи не забудьте промыть трансмиссию вашего велосипеда, если она грязная. Все звёздочки должны быть чистыми и сухими, смазывать их не надо. Смазанные звёздочки и излишне смазанная цепь быстрее соберут пыль, которая превратится в грязь.

Смазывать велосипедную цепь нужно каждый раз, когда Вы слышите лёгкое попискивание при вращении педалей, но лучше чаще. Если вы смазываете цепь жидкими смазками, то она может проработать 60-200 км. Расстояние зависит от смазки и условий катания.

Некоторые велосипедисты переводят цепь на парафиновую смазку. Лучшее из того, что продаётся в магазинах это:

  1. Squirt;
  2. Smoove.

В сухих тёплых условиях они могут позволить проехать 200-300 км без замены. Но они не дают той лёгкости хода, какую изначально дают жидкие смазки. Некоторые велосипедисты жалуются на ощущение слегка суховатой цепи. Так же парафиновые смазки замерзают уже при +2 градусах Цельсия и замедляют движение велосипеда.

Чем смазывать велосипедные подшипники.

Смазка подшипников втулки велосипеда

Самый бюджетный вариант для смазки насыпных велосипедных подшипников — Литол 24. Не стоит использовать Солидол, это совсем плохой вариант, он может убить втулки за 500-800 км. Лучше Литол. Но он бывает разного качества, всё что указано на упаковке может не соответствовать действительности. К тому же Литол довольно густой и лучше добавить немного денег и купить Liqui Moly Mehrzweckfett — литиевая смазка средней вязкости и широким температурным диапазоном. Это нормальный бюджетный вариант.

Так же можно отметить смазку ВМПАвто Рубин. Литий-кальциевая. Дешёвая и хорошо работает. Водостойкая и коррозионностойкая.

Есть и более дорогие, иногда узкоспециализированные смазки:

  1. Daytona;
  2. Shell Gadus S5 V100;
  3. Mobil Mobilith SHC 460;
  4. Motorex Bike Grease — отлично помогает от щелчков;
  5. ВМПАвто Ultra 0 — очень быстрая полужидкая литиевая смазка. Рекомендуется использовать в насыпных втулках шоссейных велосипедов;
  6. Castrol LMX — хорошая смазка на литиевой основе. Однородная, тянучая, липкая. Рекомендуется использовать летом во втулках;
  7. ВМПАвто МС1000 — для втулок с большим пробегом. Это смазка с металлоплакирующими частицами. Образует защитную плёнку, которая способна к постоянному самовосстановлению;
  8. Liqui Moly LM47 — для высоко нагруженных подшипников, можно использовать в рулевой колонке;
  9. Amsoil Arctic Synthetic Grease — не мёрзнет, хорошо противостоит загрязнениям, водостойкая;
  10. Ravenol Arctic Grease AGG2 — лучшая смазка для зимы;
  11. Liqui Moly Marine Grease — отличная смазка для влажных условий. Кальциевый загуститель. Но у неё низкий температурный диапазон, уже при нуле градусов по Цельсию ощутимо густеет;
  12. Motul Irix Nautic Grease — кальциевая, очень липкая, почти не вымывается водой, некоторые мастера считают её лучшей для любых условий;
  13. Shimano Premium — довольно дорогая качественная смазка. Можно заменить аналогами - Motorex Bike Grease 2000 и Divinol Fett Top.

Не стоит разбирать и смазывать закрытые велосипедные подшипники. Их ещё называют промышленные или промы. Почти невозможно снять их уплотнители без повреждений. Даже микроскопические повреждения затягивают в подшипник грязь и влагу. Если закрытый подшипник плохо работает, его следует заменить.

Если у вас очень бюджетные втулки с насыпными подшипниками (no name, Shunfeng и подобные), то хорошая дорогая смазка вряд ли поможет им лучше крутиться. Это не значит, что в них можно класть Литол или Солидол. Смажьте хотя бы Liqui Moly Mehrzweckfett или ВМПАвто Рубин.

Смазка барабана (храповика) задней втулки и собачек.

Смазка храповика задней втулки велосипеда

Смазать барабан задней втулки с собачками можно:

  1. Liqui Moly Mehrzweckfett. Это бюджетный всесезонный вариант, но собачки с мощными отдельными пружинами не залипают зимой как минимум до -20 градусов по Цельсию. Ниже тесты не проводились.
  2. Revenol Arctic Grease AGG2 не позволит собачкам залипать даже при глубоком минусе, то есть около -30 градусов по Цельсию и возможно ниже.

Так же для зимы можно использовать:

  1. Amsoil Arctic Synthetic Grease;
  2. Liqui Moly Thermoflex Spezialfett.

Divinol Fett Top и Циатим 221 тоже хороший вариант, но про зимнюю эксплуатацию ничего неизвестно.

Чем смазывать вилку велосипеда?

Смазка вилки велосипеда

Башинги, сальники и резиновые уплотнители велосипедной вилки можно смазывать:

  1. Buzzy's Slick Honey – очень скользкая и дорогая смазка. Но не такая скользкая и липкая, как Neste OH Grease 0;
  2. Neste OH Grease 0 — очень хорошо зарекомендовала себя в работе с воздушными пружинами. Хорошее страгивание, но смазка при этом не очень густая;
  3. R.S.P. Slick Kick Special Grease — очень хорошее скольжение и дешевле Honey Slick;
  4. Amsoil Arctic Synthetic Grease — похожа на Slick Honey;
  5. Stendec Easy Glide Fork — хорошая проверенная смазка;
  6. SRAM Butter — хорошая смазка;
  7. Циатим 221 — хорошая смазка для дешевых вилок RST и Suntour. Циатим 221 работает на этих вилках лучше, чем их родные смазки. Он не только позволяет лучше скользить, но и лучше защищает внутренности вилки от коррозии;
  8. RENEP CGLP 68 — специальная смазка для направляющих;
  9. ВМПАвто МС спорт с фторопластом — силиконовая смазка с широким диапазоном температур. Фторопласт образует тонкую плёнку, которая ощутимо понижает коэффиециент трения. Даже если смазка мигрировала с трущихся поверхностей, фторопластовая плёнка работает ещё некоторое время;
  10. PM 600 Military Grease — очень хорошая смазка для о-рингов воздушных камер RockShox и других вилок. Трудно сказать, лучше ли она Neste OH Grease 0. Некоторые мастера смешивают их;
  11. Teboil Solid 2 — хорошая замена родной смазке Suntour и RST, но только для тёплой погоды;
  12. Lique Moly Thermoflex Spezialfett и ВМП Авто МС Nord — так же подходят для вилок Suntour и RST, но для холодной погоды.
  13. Ravenol Arctic Grease AGG2 — отличная смазка для зимнего использования;

В штаны недорогих пружинно-маслянных и воздушно-маслянных вилок (RockShox Recon, Manitou Circus Expert и подобных) рекомендуется лить следующие масла:

  1. Maxima Extra 5w40. Очень хорошо смазывает. Высокий индекс вязкости, широкий температурный диапазон. Нормально работает до -20 градусов Цельсия. Для более низких температур лучше разбавить это масло подобным — Maxima Extra 0w10. С таким миксом можно эксплуатировать вилку до очень глубокого минуса. Качество работы вилки упрётся в качество резиновых уплотнителей;
  2. АЖ-12Т — годное масло для совсем недорогих вилок типа самых дешёвых RockShox;
  3. WPL Suspension Oil — масло на основе биосырья. Хорошо смазывает в тёплую погоду, но плохо работает в мороз. Даже при 0 градусов Цельсия оно довольно вязкое, а в -15 градусов Цельсия его уже невозможно использовать.

Некоторые мастера не рекомендуют использовать в штанах демпферные масла, они не очень хорошо смазывают, плохо держатся на поверхности и из-за них могут облезть ноги вилки. Однако практика показала, что это приемлемый вариант, если часто обслуживать вилку. В штаны Manitou Circus Expert заливалось масло Motul Factory Line (синтетика) 7,5w зимой и летом. 7-8 мл в ногу. Оно использовалось в паре с R.S.P. Slick Kick на всех трущихся частях вилки, включая пыльники. За 7 лет ничего не облезло и ноги не посветлели. Пробег меньше 1000 км в год. Масло менялось 2-3 раза в год.

В демпферы велосипедных вилок рекомендуется заливать специальные демпферные масла. В демпферы недорогих вилок с открытыми (или эмульсионными) демпферами, где воздух и жидкость находятся в одной камере (например RochShox Motion Control или Manitou ABS+) можно заливать:

  1. Daytona, синтетика различной вязкости. Эти масла основаны на синтетическом Motul. Недорогое качественное масло;
  2. Motul Fork Oil. Лучше синтетика (Factory Line), чем полусинтетика (Expert). Недорогое и нормально работающее масло, хотя некоторые жалуются на сильную кавитацию. То, что заметил автор статьи больше похоже на псевдокавитацию. Летом для многих вилок подходят масла вязкостью 5w, зимой 2,5w. Вилочные масла Motul с разной вязкостью можно смешивать между собой;
  3. RockShox Fork Oil 5 WT. Работает стабильно. При температуре -30 градусов по Цельсию это масло остаётся по вязкости в промежутке между RockShox Fork oil 10 WT и 15 WT при комнатной температуре. Не очень густеет и мало влияет на демпфирование и работу вилки. На работу вилок RockShox гораздо больше влияет масло, залитое в штаны.

В современные закрытые демпферы (например RochShox Charger или Fox Grip), где масло и воздух находятся в раздельных камерах льём Maxima Plush Suspension Fluid, вязкость может быть разная.

В вилки Fox, где картридж Grip сообщается со штанами или в других вилках, которые насасывают масло из штанов в демпфер или обратно (например RockShox Sid Select с картриджем Charger) льём только Fox PTFE Infused 5WT Suspension Fluid, с этим маслом будет меньше проблем, если оно попадёт в штаны, так как оно обладает лучшими смазывающими свойствами, чем другие демпферные масла. Аналогов пока не обнаружено.

Ноги велосипедной вилки снаружи можно смазывать жидким силиконом. Он образует плёнку и ноги с ней скользят чуть лучше. Смазываем следующим способом — наносим каплю, растираем, нажимаем пару раз вилку, что бы смазка раскиселила немного грязь на грязесъёмных кромках пыльника. Эта грязь поднимется с пыльника и смочит грязесъёмную кромку. Протираем насухо ногу, что бы ничего не липло и масло не стекало на тормоз. У нас остаётся масляная плёнка на поверхности ноги по которой будет хорошо скользить грязесъёмная кромка пыльника. Можно применять смазки:

  1. Silicot Капля от ВМП Авто.

Чем смазывать резьбы велосипеда?

Медная паста на резьбе каретки велосипеда

Что бы резьбы велосипеда не прикипали со временем и их можно было легко открутить, можно использовать медную пасту:

  1. Lique Moly Kupfer-Paste — работает отлично, ничего не прикипает. Даже каретка закрученная с усилием 50 ньютон-метров спустя год сдвинулась с усилием около 43 ньютон-метров;
  2. Mannol Kupferpaste 9896 — проверенная медная паста.

Некоторые используют не медную пасту, а смазки:

  1. SRAM Butter;
  2. Teboil Solid 2;
  3. Циатим-221F — кальциевая. Буква F означает, что смазка не гигроскопична;
  4. Технический вазелин.