Катание на велосипеде зимой.

Снег и лёд – не помеха для катания. Важно грамотно подготовить велосипед и правильно одеться.

Велосипед зимой

Погода.

Для новичков, не привыкших к катанию на велосипеде зимой, идеальная погода – это -2...-4 градуса по Цельсию и минимум ветра. Но более опытным райдерам может понравиться выезжать в -10... -15, т.к. снег в такой морозец более плотный и накат заметно лучше. Не катайтесь в оттепель, особенно если у Вас нет подкрылок, кучи талого снега, смешанного с песком и реагентами испачкают не только велосипед, но и вашу спину, ноги, руки и даже лицо, особенно если любите высокие скорости. Важно обращать внимание на количество снега, после обильных снегопадов лучше подождать, пока дорожные службы уберут основную массу. Наибольшее удовольствие от зимнего катания Вы получите, если на Вашем пути будет не слишком много снега, это, конечно, начало зимы. А к февралю уже могут образоваться сугробы по бокам тротуаров, что очень затруднит обгон пешеходов.

Одежда.

Одеваться лучше в три слоя: первый – термобельё, отводящее влагу от тела, второй – легкий тёплый свитер или водолазка из флиса, третий – лёгкая непродуваемая куртка. Шарф одевать не стоит, т.к. при интенсивном движении он разматывается. Вместо шарфа лучше использовать балаклаву или бафф. Не одевайтесь слишком тепло, и зимой и летом Вы ощутимо разогреваетесь во время движения. Если боитесь, что неприятности заставят Вас надолго остановиться, то положите дополнительный слой одежды в рюкзак.

Зимой пальцы рук мёрзнут сильнее всего, поэтому к выбору перчаток стоит подойти особенно тщательно. Они должны быть непродуваемыми, тёплыми, не слишком толстыми и не слишком жёсткими, что бы не стеснять движения пальцев. Многие используют специализированные велосипедные перчатки для зимнего катания, но большинство катается в лыжных, т.к. они дешевле. Так же следует обратить внимание на наличие прорезиненной внутренней части. При сильных морозах перчатки не стоит снимать без большой необходимости, а если Вы всё-таки их сняли, то вложите одну перчатку в другую, что бы минимизировать потери тепла.

Что бы при катании не мёрзли стопы, одевайте удобную тёплую, но не стесняющую движения, обувь с зимними носками. Контактная обувь благоприятствует скорому замерзанию стоп. В этом случае уделите особое внимание тёплым стелькам. Самый дешёвый способ сделать их - вырезать стельки из упаковки Tetra Pak, например из-под сока. Важно положить стельки отражающим слоем вверх. Вело бахилы спасут от потери тепла при встречном ветре. На ноги одевайте плотные непродуваемые штаны.

На голову лучше одеть лёгкую непродуваемую шапку. При сильном ветре и снегопаде может понадобиться горнолыжная маска или вело очки. И конечно шлем, если он у вас есть.

Резина.

Многие катаются на велосипедах с летними покрышками, имеющими высокий протектор, чего вполне достаточно для езды по снегу. Но у летней резины компаунд будет твердеть на морозе. Сцепление ухудшится. Использование широких покрышек благоприятно сказывается на сцеплении, но лучшее сцепление они дают на давлении, близкому к минимальному.

Если на вашем пути встречается много льда, то трудно будет обойтись без шипов. Бюджетный вариант – летняя резина, шипованная болтами или саморезами. Очевидные её минусы – большой вес и сложность изготовления. Износостойкость шипов зависит от применяемого в них материала. При неправильном подборе длины, шипы будут слишком сильно выступать, что негативно отразится на накате и долговечности. Совершенно другое дело специализированные многорядные шипованные покрышки с зимним компаундом и не частым высоким протектором. Лидером здесь является пятирядная Schwalbe Ice Spiker Pro.

Зимняя вело покрышка Schwalbe Ice Spiker Pro

Так же неплохо держат четырёхрядные Nokian (Suomi Tyres) и Kenda. Но последняя чуть хуже.

Если в вашем городе зимой мало сугробов, то Вам может подойти зимняя «липучка», например Continental Top Contact Winter. Такие покрышки обладают отличным накатом и малым весом, но они не такие цепкие на льду и снегу, как шиповки с высоким протектором. Компромиссным вариантом может стать использованием шиповки спереди и липучки сзади.

Фэтбайки.

Если зимой Вам мало городского катания, то учтите, что по сугробам не проехать без фэтбайка (fatbike) – велосипеда, специально сконструированного для зимы и сильного бездорожья. Покрышки фэтбайка имеют, как правило, ширину около четырёх дюймов и шире, что позволяет кататься по снежному пухляку на очень низком давлении (меньше 2 атмосфер). Фэтбайки зарываются в снег гораздо меньше, чем велосипеды с более узкими покрышками.

Пересаживаясь с алюминиевого MTB обутого в Schwalbe Ice Spiker Pro 26x2,35 на алюминиевый фэтбайк с покрышками шириной четыре дюйма и довольно зубастым протектором, возникает ощущение, что сел на танк, по сугробам глубиной 10-15 сантиметров прёт очень уверенно. Но к рулёжке надо привыкать, может сносить переднее колесо.

Фэтбайк (fatbike)

Узнайте больше:

Как хранить велосипед.
Хранение велосипеда

Подготовка велосипеда.

Коррозия.

Во время зимнего катания на велосипеде в первую очередь страдают детали, изготовленные из сплавов на основе стали. Если Вы используете в подшипниках смазки на основе лития, например Литол, позаботьтесь о том, что бы уберечь их от влаги, иначе не избежать коррозии. А лучше сразу смазывайте Ravenol Arctic Grease AGG2, это отличная смазка для зимы.

Тросы и рубашки.

На морозе старые тросы не всегда работают хорошо. Лучше поменять их, возможно вместе с рубашками. Не используйте для смазки тросов и рубашек густые смазки, да и жидкие тоже не желательно, либо в минимальных количествах. Зимой хорошо зарекомендовали себя тросы из нержавейки, особенно полированные. Лучше выбирать наконечники рубашек с резиновыми уплотнителями, что бы грязь и влага не попадала внутрь рубашек.

Трансмиссия и ходовая часть.

Своевременно чистите звёзды, а так же промывайте и смазывайте цепь. Песок и реагенты могут очень быстро повредить их.

Иногда на морозе замерзают собачки в барабане задней втулки, что проявляется в холостом ходе педалей. В таком случае рекомендуется почистить храповой механизм и заложить новую смазку, подходящую для минусовых температур.

Амортизация.

Зимой могут плохо работать вилки:

  1. Rock Shox Solo Air с проточкой на внутренней стороне ноги, которая сделана для перепускания воздуха из позитивной камеры в негативную. И вилки с подобными конструкциями других брендов.

На таких вилках может проявиться стэкдаун, то есть воздух из позитивной камеры может перейти в негативную, вилка сложится и останется в таком состоянии.

При минусовой температуре резиновый уплотнитель одетый на поршень в воздушной камере может задубеть и повредиться проходя проточку. Особенно это касается Rock Shox, в меньшей степени Fox.

Зимой неплохо работают вилки:

  1. Старые Rock Shox с Dual Air пружиной, которые выпускали до 2013 года. И любые другие вилки с подобной технологией, где позитивная и негативная камеры накачиваются отдельно, а не через один ниппель. Примеры — RockShox Revelation, Sid, Reba. Это лучший вариант для зимы.
  2. Пружинные. То есть позитивная и негативная пружины должны быть изготовлены из металла. Но можно и без негативной пружины. Пример — старые Manitou Circus Expert до 2016 года. Современные Manitou Circus Comp.
  3. Воздушные с металлической негативной пружиной. Пример — современные Manitou Markhor, Machete, Marvel, R7. Но у них другие проблемы даже летом, слишком слабая негативка и тяжёлое страгивание. Можно использовать старые Fox R100, CTD, RL, R80 у них проблем со слабой позитивной пружиной нет. Конечно, тут много зависит от веса райдера. Все воздушные вилки Suntour так же имеют негативную металлическую пружину, но у Suntour много других проблем.
  4. RockShox Solo Air без проточки, но с перепускным клапаном в поршне. Примеры — Judy, Recon (Silver/Gold), RS30, RS32, RS35. Но у них другая проблема — быстро ломается пластиковая пружинка, после чего вилка складывается. Это ремонтируют в некоторых мастерских.

В любом случае, если используете воздушные вилки, лучше проверьте перед зимой состояние уплотнительных колец. Если они в плохом состоянии, при минусовой температуре через них может травить воздух. Если он просочится из позитивной камеры через топкэп наружу, то вилка просто спустит и станет мягче. Если воздух стравит из негативной камеры в штанину, то вилка станет жёстче и не станет мягче даже после того, как окажется в тёплом помещении.

Если вы намерены купить вилку с металлической пружиной, то внимательно проверьте, подходит ли данная пружина под Ваш вес.

В демпферы вилок и амортизаторов рекомендуется заливать синтетическое вилочное масло низкий вязкости – 2,5-5w, а в штаны вилок моторное Maxima Extra 0w10 или 5w10. На холоде воздушные вилки и амортизаторы становятся мягче, что вызвано сжатием воздуха в позитивной воздушной камере (которая всегда больше негативной по объёму). Перед выездом следует их накачивать немного с запасом. Это же касается давления в покрышках.

Тормоза.

Ободные тормоза (V-brake) могут сыграть злую шутку, если обода покроются наледью. Периодические подтормаживания избавляют от этой проблемы. Часто гидравлические тормоза на DOT в морозы работают лучше, чем на минеральном масле. Это вызвано тем, что вода в минеральном масле распределяется неравномерно, а скапливается внизу, т.е. в калипере и при минусовой температуре превращается в лёд, образуя пробку. В тормозах на DOT вода распределяется равномерно по всей тормозной системе. Если у Вас тормоза на минеральном масле, например Shimano, то рекомендуется заменить тормозную жидкость перед зимним сезоном. DOT так же желательно менять хотя бы раз в один или два года, ведь продукты износа в тормозной ручке и калипере могут стать причиной плохой работы тормоза в холодную погоду. Хорошо себя показала качественная дисковая механика с полированными тросами, например Hayes MX (любые из серии MX), Avid BB5 / Avid BB7, TRP Spike / Spyre или любые Shimano. Желательно с металлизированными колодками (Sintered, Metal Pads).

Если Вы замёрзли.

Если стопы и ладони начинают ощутимо мёрзнуть, то остановитесь, потопчитесь на месте, подвигайте пальцами рук. Это привлечёт ток крови к вашим конечностям. Но не стойте слишком долго, иначе начнёт мёрзнуть тело. Часто помогает активное педалирование в гору, можно согреться за 5-7 минут.