Основные стили катания.

Существует множество различных стилей катания на велосипеде, здесь описаны лишь некоторые из них.

Кросс-кантри (Cross-country или XC).

Кросс-кантри – гонки по лесам, полям и другой не очень пересечённой местности. Не слишком крутые, но продолжительные подъёмы, относительно пологие спуски. От спортсмена в первую очередь требуется выносливость. Последнее время всё чаще встречаются элементы из таких экстремальных дисциплин, как даунхилл, байкер-кросс и нортшор. Благодаря своему низкому травматизму, кросс-кантри является самой популярной дисциплиной маунтинбайка.

Кросс-кантри

Велосипед для кросс-кантри – это чаще всего облегчённый хардтейл с довольно прочной алюминиевой рамой, колёсами 26-29 дюймов, длинным выносом, высоким узким седлом, контактными педалями и вилкой с ходом около 100 мм. Так же популярны лёгкие короткоходные двухподвесы.


Шоссейный велоспорт (Road racing).

Шоссейный велоспорт - гонки на шоссеных велосипедах по дорогам с твёрдым покрытием.

Шоссейный велоспорт

Используются очень легкие ригиды с 2-3 звёздами спереди и 10-12 сзади. Узкие рули и очень узкие колёса на сликах с минимальным количеством спиц. Скорости могут доходить до 90 км/ч и выше.


Фрирайд (Freeride).

Фрирайд бывает разным – классический фрирайд, норт-шор, дроппинг и др. Классический фрирайд – техничное прохождение сложных трасс как естественного, так и искусственного происхождения. Узкие тропки, серьёзные прыжки, крутые спуски. Норт-шор – это езда по узким помостам, брёвнам, качелям и другим подобным конструкциям. Дроппинг – прыжки с обрывов, карьеров. Фрирайд катают в основном не ради результата, а ради собственного удовольствия.

Фрирайд

Нортшор

Велосипед для фрирайда – как правило прочный двухподвес с большими ходами амортизаторов, широким рулём, коротким выносом, зубастыми покрышками и мощными дисковыми гидравлическими тормозами. Для норд-шора требования к прочности не такие высокие, а вот в дроппинге прочность играет ключевую роль, что приводит к увеличению веса. Часто на велосипедах для дроппинга можно увидеть колёса диаметром 24 дюйма. Для лёгкого фрирайда могут использоваться хардтейлы.


Даунхилл (Downhill).

Даунхилл – скоростной спуск по естественному или искусственному ландшафту. Корни деревьев, камни, дропы, трамплины. Перепад высот около 500 метров.

Даунхилл

В 1970-80 годах использовали – хардтейлы, в том числе ригиды, но в 1990 году появился первый двухподвес и всё резко изменилось. Современный велосипед для даунхилла на первый взгляд похож на велосипед для фрирайда, он так же имеет очень прочную раму, мощные дисковые тормоза, успокоитель цепи, широкий руль, короткий вынос, широкие зубастые покрышки, длинноходную подвеску (около 200 мм), но главное отличие от фрирайдного байка - это геометрия рамы: низкий центр тяжести и меньший угол наклона рулевой колонки помогают не клюнуть носом на спуске. Вес современных даунхильных байков колеблется у отметки 17 килограмм, но некоторые олдскульные монстры могут весить и под тридцать.


Эндуро (Enduro), Трейл (Trail) и Олл-маунтин (All Mountain).

Эндуро, Трейл и Олл-маунтин - схожие стили катания, нечто среднее между кросс-кантри и лёгким фрирайдом. Крутые каменистые спуски, подъемы, небольшие прыжки. Несмотря на большую схожесть, трейл, олл-маунтин и эндуро всё же различаются. Эндуро - термин, пришедший из мотоциклетного спорта, подразумевает под собой езду на выносливость по сильнопересечённой местности, как правило с секундомером. Олл-маунтин и трейл - это скорее катание ради удовольствия, а не результата. Вообще, трейл несколько размытое понятие. Мнения могут очень разнится.

Эндуро

Почти всегда используются среднеходные облегчённые двухподвесы, не такие прочные, как даунхильные, но и не такие тяжёлые. Вилка и задний амортизатор как правило имеют функцию блокировки. Всё для того, что бы подвеска не раскачивалась и позволяла эффективно вкручивать на более-менее гладких подъёмах. Часто используют телескопические подседельные штыри, позволяющие во время движения поднять седло, что полезно на подъёмах. Иногда используются хардтейлы. Довольно универсальные байки.

Олл маунтин

Байкер-кросс (Four-cross или 4x).

Байкер-кросс – гонки, где четыре райдера борются за первенство на трассе, расширенной с таким учётом, что бы на каждом участке могли уместиться четыре гонщика, идущие бок о бок. Первые двое финишировавших переходят в следующий этап, проигравшие выбывают. Допускается некоторая контактная борьба.

Байкер-кросс

Велосипед для байкер-кросса это чаще всего хардтейл с длинной рамой, лёгкой и упругой вилкой с ходом около 100 мм, в меру широкими покрышками и лёгким, но достаточно прочным навесным оборудованием. Так же используются коротко- и среднеоходные двухподвесы.


Дёрт-джампинг (Dirt-jumping).

Дёрт-джампинг или просто Дёрт – прыжки на земляных трамплинах с необязательным выполнением трюков. Трамплин представляет из себя вылет и приземление. Вылет, для плавного вхождения сделан радиусом, приземление обычно пологое. Начинающие дёртеры учатся на трамплинах, где между вылетом и приземлением расположен "стол" - горизонтальная поверхность, страхующая от недолётов.

Используются лёгкие односкоростные хардтейлы, как правило на 26-ти дюймовых колёсах, с ходом вилки около 100 мм. Часто снимают оба тормоза для выполнения трюков с кручением руля или всего велосипеда.


Стрит (Street).

Стрит – сугубо городской стиль катания. Преодоление препятствий в виде бордюров, труб, парапетов, заборов, лестниц, часто с исполнением трюков.

Стрит

Велосипеды похожи дёртовые. Главное отличие - более короткая рама, что позволяет легче выдёргивать, закручивать байк и сохранять баланс при езде на заднем колесе (сёрф или мэнуал). Вилки как правило из стальных сплавов с добавлением хромо-молибдена (Cr-Mo или "хромоль"). Часто используют жёсткие вилки, позволяющие снизить вес и делать более высокий банни-хоп, но требующие более высокого навыка. Диаметр колёс – 26 или 24 дюйма.


Триал (Trial).

Триал – преодоление различных препятствий, таких как парапеты, доски, камни, брёвна. Очень важно умение балансировать на двух и на одном колесах.

Триал

Триальный велосипед лишён седла, имеет жёсткую вилку, лёгкую раму с очень низкой ростовкой, колёса 20 или 26 дюймов с облегчёнными просверленными ободами, мощные тормоза, и всего одну скорость. Благодаря специальной геометрии рамы и длинному выносу, вес райдера сильно смещён вперёд, что позволяет увереннее балансировать как на заднем, так и не переднем колесах.