Выбор велосипеда.

Большинство людей приобретают велосипед для спокойной езды в по городу и укатанным грунтовым тропам. В таком случае нет смысла покупать очень качественный и дорогой аппарат, но и самый дешевый велосипед из ближайшего магазина брать не стоит. Хороший велосипед среднего уровня можно купить в зарекомендовавших себя специализированных вело магазинах. Особо вкусные цены в некоторых интернет магазинах, но тут есть свои «подводные камни». Если хотите сэкономить, то имеет смысл взять б/у велосипед. Будьте осторожны с досками объявлений типа Авито, через них часто сбывают ворованные или полумёртвые велосипеды. И ни в коем случае не ведитесь на «брендовые» велосипеды с литыми дисками, несмотря на свой внешний вид, они ужасны. На специализированных вело форумах шанс удачной покупки заметно выше.

Итак, для начала Вам предстоит определиться с ростовкой и материалом рамы.


Материал рамы.

Если Вы начинающий велосипедист, стоит начать свой путь с велосипеда на раме из алюминиевого сплава. Они не дорогие и в то же время крепкие, не тяжёлые и устойчивы к коррозии.

В приведённой ниже таблице в несколько упрощенном виде показаны все достоинства и недостатки рам из различных сплавов.

Материал Прочность Вес Коррозионная
стойкость
Цена
Стальной
сплав
Высокая Высокий Низкая Низкая
Алюминиевый
сплав
Средняя Невысокий Высокая Средняя
Титановый
сплав
Высокая Низкий Высокая Высокая
Магниевый
сплав
Средняя Низкий Очень низкая Высокая
Карбон
(углеволокно)
Низкая Очень низкий Разная Высокая

Ростовка.

Ростовка – это расстояние от центра оси каретки до верхней части подседельной трубы. Чаще всего измеряется в дюймах. Геометрия велосипеда, особенно длина верхней трубы, так же зависит от ростовки.

Ростовка велосипеда

В следующей таблице приведены рекомендуемые параметры для горных, гибридных и городских велосипедов. У разных производителей эти значения могут немного отличатся. Для дорожных, шоссейных, складных, детских, триальных и bmx велосипедов существуют отдельные таблицы.

Ваш рост
(см)
Размер рамы
(дюймы)
Размер рамы
(буквенное обозначение)
130 - 145 13 XS
135 - 155 14 XS
145 - 160 15 S
150 - 165 16 S
156 - 170 17 M
167 - 178 18 M
172 - 180 19 L
178 - 185 20 L
180 - 190 21 XL
185 - 195 22 XL
190 - 200 23 XXL
195 - 210 24 XXL

Катимость рамы.

Иногда, от бывалых велосипедистов можно слышать «Да, эта рама катит». Здесь идёт речь о торсионной жёсткости (помогает передавать усилия от педалей на колёса) и способности поглощать вибрации. Важен баланс, при котором рама будет не слишком мягкой, что бы не слишком деформироваться от педалирования и не слишком жёсткой, иначе рама будет хуже поглощать вибрации при езде по неровностям.

Сразу можно сказать, что рамы горных велосипедов в ценовой категории приблизительно до 700-900 долларов (за весь велосипед) катят примерно одинаково. А выше уже начинается гоночный сегмент, в котором разница более заметна.


Типы подвесок и велосипедов.

Тип подвески зависит от того, как и где Вы будете кататься.

Для городских условий имеет смысл брать хардтейл, возможно ригид. И тут опять предстоит сделать выбор между несколькими типами велосипедов.

Двухподвесы так же могут быть самыми разными — от легких кросс-кантрийных снарядов с короткими ходами амортизаторов, до тяжеленных даунхильных монстров. В городе двухподвесы неуместны. Если, конечно Вы не намерены кататься в стиле Urban Freeride, или дороги вашего населённого пункта не очень отличаются от бездорожья.


Колёса, покрышки.

Теперь пару слов о колёсах. Самым маленьким подойдут велосипеды с колёсами диаметром 20 дюймов и меньше. Для детей постарше и подростков оптимальны 24-дюймовые колёса. А взрослым необходимо ориентироваться на колёса диаметром от 26 до 29 дюймов. Конечно, бывают исключения, такие как BMX или триальные моды.

Покрышки по типу протектора делятся на слики, полуслики, грязевую и шипованную резину.

Как правило, чем мягче материал покрышки — тем лучше сцепление с дорогой, чем твёрже - тем дольше срок службы. Но есть исключения, совмещающие в себе все преимущества, например компаунд Black Chili фирмы Continental. Если Вы выбираете свой первый велосипед, то не ставьте во главу угла покрышки, есть гораздо более важные параметры. А резину сменить можно в любой момент.


Системы переключения.

Теперь необходимо обратить внимание на систему переключения. На сегодняшний день наиболее распространённые фирмы, выпускающие системы переключения для MTB, это Shimano и Sram. Немного особняком стоит Campagnolo - компания, выпускающая компоненты преимущественно для шоссейных велосипедов. Вот краткая таблица сравнения различных групп оборудования горных велосипедов:

Shimano SRAM Качество
SIS, Tourney Низкое
Altus X3 Низкое
Acera X4 Низко-среднее
Alivio X5 Среднее
Deore X7 Средне-высокое
Deore LX, Zee X7, NX Высокое
SLX X7, X9, GX Высокое
Deore XT, Saint X9 Очень высокое
XTR X0, X1 Очень высокое
XX, XX1, X01, X1 Eagle Высшее

Даже если Вы начинающий велосипедист, очень не рекомендуется брать оборудование ниже Shimano Alivio/SRAM X.5, т.к. это принесёт одно расстройство.

Количество скоростей не играет решающую роль. Начинающим вполне хватит 6-7 скоростей. Но загвоздка в том, что велосипеды с 6 и 7 звездами сзади, как правило, некачественны, для них просто не выпускают оборудование должного уровня, хотя есть исключения. Поэтому лучше присмотреться к моделям, имеющим как минимум 8 звёзд сзади. Три звезды спереди нужны тем, кто намерен взбираться в серьёзные подъемы и развивать на прямых участках и спусках высокую скорость. Для большинства же велосипедистов нет необходимости в переднем переключателе и трёх звездах спереди. Если у Вас стоит самая распространённая трансмиссия (передняя средняя звезда – 32 зуба, задняя малая – 11 зубьев), то, при должной тренировке, используя эти звёзды, Вы сможете развивать скорость до 40 км/ч на ровном асфальте или укатанном грунте и около 50 км/ч на небольшом уклоне. К тому же, на недорогих велосипедах с передним переключателем возникает много проблем, например гнутые звёзды, что существенно ухудшает переключение. Но найти взрослый MTB велосипед с одной звездой спереди, имеющий при этом задний переключатель и умеренную цену не так то просто. Проблема решается апгрейдом. Те, кто серьёзно увлечёны велосипедом, обычно переделывают их под себя.

Тормоза

Они бывают ободными и дисковыми. Так же тормоза делятся на механические и гидравлические.


Резюме.

Обобщая всё вышеперечисленное, можно посоветовать следующее: если Вы выбираете велосипед для прогулочного катания по городу и грунтам, то ориентируйтесь на хардтейл, возможно ригид, на алюминиевой раме, 26-29-ти дюймовыми колёсами на полусликах, оборудованием уровня как минимум Shimano Alivio/SRAM X5 и пружинно-масляной или воздушно-масляной вилкой. Бюджетные гидравлические тормоза отметайте сразу, дисковая механика из того же ценового сегмента будет надёжнее. Постарайтесь выбрать велосипед, соответствующий большинству вышеперечисленных требований. Подобный велосипед вряд ли будет стоить меньше 700 долларов. Если не можете уложится в бюджет, соблюдая вышепреведённые советы, то чем то придётся пожертвовать. Ориентируйтесь на следующие приоритеты выбора (в порядке убывания):

Если нужен велосипед исключительно для города, то возможно Вам даже хватит ситибайка с одной скоростью, в таком случае Вы сэкономите и будет гораздо меньше проблем с настройкой. Но для холмистых городов, каким и является Самара, этот вариант не подходит.

Если Вы покупаете велосипед для занятий спортом или активного катания, то этой статьи Вам будет явно мало. Не спешите, прочтите ещё несколько статей, посетите велосипедные форума и только тогда делайте осознанный выбор.

Покупая дешёвый велосипед, Вы неизбежно обрекаете себя на частые поломки в будущем. Часто бывает так, что такие велосипеды оказываются неремонтопригодеными, либо стоимость ремонта составляет 50-100% от стоимости велосипеда. В тотальном апгрейде таких велосипедов смысла нет, дешевле купить новый и качественный.